ДВИЖЕНИЕ ЗА ЕДИНЕНИЕ И ЭСПЕРАНТО

А.Глазунов (г.Санкт-Петербург)

Облегчение общения между народами может решаться двумя способами. Первый: совершенствование преподавания ин. языков, увеличение числа переводчиков и т.д.; второй: распространение нейтрального международного языка (эсперанто). На данном этапе преобладает общение и сотрудничество народов посредством первого способа. И хотя энтузиасты международного языка пытаются распространить его уже более 100 лет, общаются на нем (с грехом пополам), вероятно, лишь сотни тысяч человек. Цифру - 10 миллионов эсперантистов, которой иногда манипулируют в печати, следует оценивать лишь как пропагандистскую...

Многие относятся скептически к этому языку, обосновывая свой скепсис ничтожностью, бесцветностью, безинициативностью самих носителей этого языка... Я лично не отношусь к числу рьяных энтузиастов эсперанто, может быть, это лишь большой лингвистический эксперимент... Но преимущества нейтрального международного языка все же огромны, потенциальные возможности также немалые. Эсперанто уже стал живым языком и развивается по тем же законам, что и "естественные" языки. И хотя сами эсперантисты действительно распространить свой язык не могут, но если за это дело в будущем возьмутся носители идей Великого Единения, то, может быть, и удастся сделать этот язык мировым.

Только граждане мира с идеалом Великого Единения в сердце могут существенно повлиять на формирование из существующих народов нового народа Земляне. Ибо только они - носители духа этого народа. Только из граждан мира могут появляться ныне так нужные человечеству пассионарии (термин Л.Гумилева) для рывка вперед из кризиса, в котором находится человечество.

И тот, кто знаком с историей эсперанто-движения, знает, что почти все, что было там сказано и сделано стоящего, было сказано и сделано носителями духа Великого Единения. Ведь и сам инициатор международного языка Заменгоф был не эсперантист, а гражданин мира (homarano). И всю свою жизнь он пытался вложить дух Великого Единения в эсперанто-сообщество, но, к сожалению, основная масса эсперантистов даже не понимала, о чем он им толкует. И в дальнейшем интерес к международному языку пробуждали у общества не сами эсперантисты, а Л.Толстой, Скиталец, фон Битнер, Горький, позднее Циолковский и Вернадский. Сами же эсперантистские общества были чаще даже не сектами (секта предполагает постоянный состав), а какими-то тусклыми образованиями, возникающими неизвестно зачем и почти бесследно исчезающими...

Что наиболее неприятно в так называемых эсперантистах, так это сочетание амбиций с пустотой содержания. Они выучили международный язык, но сказать на нем что-либо могущее заинтересовать мир - бессильны. Унылой, затхлой атмосферы э-клубов не может выдержать ни один мыслящий человек... Статистика э-курсов показывает, что заканчивают курсы в лучшем случае треть учащихся. Остальные уходят от скуки и пришедшего понимания, что изучать международный язык бесполезно...

Дебильность так называемых эсперантистов больше всего проявляется в том, что они никак не возьмут в толк, что развитие их языка возможно лишь при соединении языка с мозгом. Когда-то Заменгоф создал младенца, надеясь, что он будет развиваться гармонично, но эсперантисты вырвали у младенца язык и пытаются уже сто лет выращивать этот язык отдельно...

Обобщим: трансформация народов Земли в единый народ возможна лишь усилиями носителей духа Великого Единения, то есть граждан мира. Поэтому граждане мира, даже не зная международного языка, имеют в себе больше качеств этого будущего человека, чем так называемые эсперантисты...

...Обычно так называемые эсперантисты плачутся на то, что их не понимают, над ними издеваются в печати, их преследуют националисты и шовинисты, их сажали в тюрьмы и даже убивали. Такое было и отчасти есть и поныне, но это лишь часть правды. Так называемые эсперантисты скрывали и скрывают другую часть правды: ироническое, презрительное отношение или полное равнодушие к их существованию п р о г р е с с и в н о й мировой общественности.

...За 100 лет они не смогли даже дать серьезную аргументацию в пользу своего языка. И это понятно, большинство аргументов лежит за пределами лингвистики и микросферы, в которой копошатся так называемые эсперантисты. Большинство из них совершенно равнодушны даже к истории своего "движения". Невежество их здесь поразительное.

Одна кудрявая комсомолка-эсперантистка из Ленинграда показала мне с удовольствием какую-то фотографию, где она выпятила попку, обернутую белой тряпицей с большой зеленой звездой. На мою ироническую реакцию ответила: "а что? самое подходящее место!" Зеленая звезда на заднице - символ веры большинства так называемых эсперантистов.

Большинство так называемых эсперантистов люди недалекие, трусливые, пошлые, жадные, преклоняющиеся перед иностранцами, кичащиеся знакомствами с ними и своими поездками за границу. Многие из них самые настоящие медицинские дебилы. Индекс интеллектуальности у эсперантистов самый низкий в мире. Особенно низкий уровень развития - у советских эсперантистов. Во главе АСЭ (Ассоциации Советских Эсперантистов) и во главе многих объединений и клубов в течение последнего десятилетия были самые настоящие идиоты. Неидиоты преследовались. Они болтают о том, что их эсперанто - это "язык мира и дружбы", они именуют друг друга в письмах "единомышленниками", но внутри их сообществ непрерывная грызня, вражда, склока.

Подобное отношение к так называемым эсперантистам сложилось у меня не только после кабинетного анализа их "движения", в результате десятков интервью, но и подтверждено личным опытом. Я вынужден был уйти в знак протеста уже со 2-го эсперантского курса после того, как руководство Ленинградского отделения АСЭ запретило мне организацию выставки "Зеленая звезда в Санкт-Петербурге. 1887-1917". Три раза ставили вопрос в общегородском э-клубе "Эсперо" о моем исключении из клуба за неуважение к руководству. На одном из заседаний Ленинградского отделения АСЭ руководительница этого клуба М.Абольская (это в Доме дружбы на Фонтанке) предложила даже применить к Глазунову средства психиатрического воздействия. И ни один из присутствующих руководителей Ленинградского отделения АСЭ даже не пискнул тихо в знак протеста. И идиотами из Ленинградского отделения АСЭ и некоторыми идиотами из центрального руководства я был заклеймен навечно как диссидент, анархист и экстремист, которому по возможности надо перекрывать везде дорогу...

И именно потому, что так называемые эсперантисты по природе своей есть нечто ущербное, патологическое, мы, граждане мира, должны стараться работать по распространению международного языкаљ о т д е л ь н о от них. Мы должны создавать при наших опорных группах, ассоциациях, Движении в целом секторы международного языка, обязанность которых заниматься теорией и историей межд.языка и межд.эсперанто-движения, переводами, преподаванием межд.языка, подготовкой преподавателей межд.языка, издательской деятельностью на межд.языке. Кто желает, может изучать этот язык для контактов с гражданами мира, живущими в других странах, но это будут не эсперантисты, а граждане мира, знающие и применяющие международный язык.

Мы должны стыдиться слова "эсперантист" применительно к себе, как, к примеру, слова "гомосексуалист". Если мы не испытываем этого чувства стыда, неловкости, внутреннего дискомфорта, когда нас называют "эсперантистом", мы - не граждане мира. Значит, или еще не доразвились до гражданина мира, или начали деградировать как личность.

Мы должны стараться даже не употреблять слова "эсперанто", а заменять его словом - "международный язык".

В эсперанто-журналах этот вопрос уже немного обсуждался, точнее критиковались те, кто предлагал отказаться или ограничить применение слова "эсперанто". Аргумент был один: на планете не один, а несколько международных языков, и можно запутаться. Но запутаться нельзя по той простой причине, что эсперанто фактически победил в конкурентной борьбе другие международные языки, а новые, более совершенные не появились. К тому же в необходимых случаях можно употреблять слово "эсперанто" в скобках - "международный язык (эсперанто)".

Хватаются за слово "эсперанто" так называемые эсперантисты со страха. Ведь если от этого слова отказаться, то кто они будут, как они будут именоваться, они останутся без имени. Ведь не называют же себя те, кто выучил английский язык - англицистами, немецкий - немцистами, эскимосский - эскимосистами и т.д. А выучившие эсперанто именуют себя комически: мы - эсперантисты!

Но хотя мы и должны стесняться слова "эсперантист" применительно к себе и избегать слова "эсперанто", хотя мы полагаем, что эсперанто-движение - это ущербное движение, язык без мозга, хотя мы должны стремиться создавать при наших опорных группах в городах отдельно от так называемых эсперантистов секторы межд.языка, но мы все же не должны игнорировать ни в коем случае существование на планете и в нашей стране э-организаций, клубиков и групп. Мы не должны отгораживаться от них китайской стеной.

Да, их деятельность - копошение, но все же копошение, а не кладбище. Да, они мелки, но ведь даже и не все микробы бесполезны.

Прежде всего мы не должны игнорировать, что язык - это один из признаков народа. Не такой важный как. например, дух народа, но все же один из признаков. Значит, каждый, кто изучил международный язык, совершенствуется в нем, применяет его, хотя и в ничтожной степени, но несет в себе качество нового, могущего возникнуть народа. Значит, так называемые эсперантисты также, хотя и в ничтожной степени, но участвуют в формировании этого народа. Мы должны быть реалистами и должны понимать, что любой народ неоднороден, в любом народе 80-90% - обыватели, то есть люди, которые движимы только частными интересами. Эта цифра выявлена социологическими исследованиями. Зачем же нам дергаться, когда мы видим, что и среди так называемых эсперантистов подавляющее большинство - обыватели: коммерсанты, туристы, интердевочки и т.п. Народ - творец языка, значит не только граждане мира, не только Эсперанто-академия. не только эсперанто-писатели и эсперанто-переводчики, но и десятки тысяч э-обывателей - творцы международного языка. И даже э-проститутки, э-гомосексуалисты и э-преступники - тоже творцы международного языка. И потому любые э-курсы, принимающие всех желающих, приносят мизерную, но пользу, увеличивая число знающих международный язык.

Мы должны дифференцированно подходить к существующим э-сообществам. Мы должны учитывать степень прогрессивности так называемых эсперантистов. Мы должны искать людей, движимых "внутренней идеей эсперанто", то есть идеей Великого Единения. Таких мало, но все же они есть. Мы можем найти близких нам людей и в некоторых экологических э-организациях и в пацифистских э-организациях и т.д. Но мы должны постоянно понимать, что мы прежде всего - граждане мира и не должны деградировать до уровня члена этих организаций. Напротив, надо их поднимать до гражданина мира.

Не надо нам отвращать свой взор и от так называемых эсперантистов, сконцентрировавшихся только на своей профессии, и даже от самых серых обывателей. Так как пока человек живет, он способен к развитию. И какая-то часть из этой категории эсперантистов вполне может под влиянием свежей, задевающей душу информации, тронуться в рост.

Наша задача - насыщать и насыщать э-сообщества интересными материалами об истории граждан мира и так называемых эсперантистов, об актуальной глобальной проблематике, об идеологии движения граждан мира. Наша задача - мутить там, в э-болотах, постоянно воду, быть возмутителями спокойствия и подрывным элементом, подрывать доверие к идиотам-руководителям, открывать имеющим глаза ограниченность жизни в болоте, открывать перспективы...

(1990 г.)