- Академик Н. Я. МАРР, «Письмо
и язык будущего. (Об одной из
грядущих задач Всесоюзной
Академии Наук)», Вестник
Знания, № 15, 1925, стр. 1011-1016.
-
- Празднество 200-летия
увенчанной славой Всесоюзной
Академии Наук и оценка ее
заслуг далеко не исчерпывается
указанием на вклад ее в
сокровищницу науки и техники:
необходимо учесть и широкие
перспективы ее возможных
достижений в области науки о
языке. Вряд-ли во всем мире
найдется исследовательская
организация в этой области,
располагающая лучшим научным
аппаратом, чем Академия Наук. Я
имею в виду подлинную
лингвистику, как она
выкристаллизовывается у нас в
России, а не «восточную» или «западную»
филологию.
-
- Давно уже пора осветить один из
самых настоятельных и
неотложных вопросов нашей
современности — вопрос об
единстве письма и единстве
языка.
-
- — «Однако, при чем тут наука?»
— спросит в недоумении иной
читатель: «ведь это — вопрос
техники и занятий любителей
международного языка «эсперанто»
и т. п.!»
-
- Властные требования жизни
диктуют, однако, совершенно
иное решение этого вопроса: они
подсказывают решение этой
важной проблемы в смысле
установления преобладания
одного из господствующих ныне
языков над всеми остальными.
-
- Нередко приходится слышать
сетование на то, что романские
языки (включая французский
язык) идут-де на убыль с
быстротою падения курса франка,
и что славянские языки,
народившиеся слишком поздно,
не могут-де вовлечь в свой
фарватер многочисленные суда,
расцвеченные национальными
флагами.
-
- В Старой Европе, которая, и
поныне служит ареной борьбы
между востоком и западом, до
сих пор все еще господствует
отжившая свой век
средневековая классификация
наук (естественно-исторические
и гуманитарные), как отголосок
библейского мировоззрения;
неудивительно, поэтому, что
ученые старой Европы заявляют
отвод против возможности
постановки вопроса об единстве
языка и письма, вопроса, —
властно выдвигаемого самой
жизнью.
-
- Наша общественность и
достижения нашей науки
предъявляют к нам властное
требование решить этот
неотложно важный вопрос.
-
- На первый взгляд может
показаться, что принцип
самоопределения народов,
предоставленного всем
национальностям, входящим в
состав СССР, противоречит в
корне самой идее единства
языка и письма.
-
- Тут уместно, пожалуй, вспомнить
об одном из моих оппонентов,
задавших мне после моей лекции
следующий наивный вопрос: «А
что-же станется с грузинским
языком, если народится единый
язык для всего человечества»?
-
- Тенденция к созданию единого
языка для всего человечества
способствовала созданию
закономерной согласованности
звуковых средств самых
разнообразных племенных
языков, объединенных в
родственные группы.
Самоопределение каждой
отдельной национальности
диктуется упорной работой
человечества в этом
направлении, и нет никакой
возможности остановить этот
стремительный поток
национального самоопределения:
он успел уже провести глубокие
борозды в самых глухих уголках
нашего обширного Союза.
Остановить его — значит
отказаться от завоеваний нашей
революции...
-
- Однако, нас интересует,
ближайшим образом, лишь
научная сторона этого сложного
вопроса. В свете науки всякая
попытка остановить этот мощный
поток представляется сплошным
безумием.
-
- Достижения палеонтологии речи
и углубленное изучение
особенностей коренных языков
Кавказа вскрывают родственную
связь между тремя группами
языков новой формации:
баскского — в Западной Европе,
у Пиренеев, чувашского — в
Восточной Европе, на Волге, и
вершикского — в Средней Азии, у
Памира.
-
- В смене исторических эпох эти
группы языков — романская (историческое
господство римлян), угро-финская,
турецкая, русская (историческое
господство русских и турок) и
иранская (историческое
господство персов) сохраняют
тесную родственную связь между
собою. Связь эта
подтверждается указанием на
тот факт, что не только индо-европейская,
но также семитическая и урало-алтайская
семья языков представляют в
сущности не что иное, как
преображение (трансформацию)
яфетических языков.
-
- Жизнь властно выдвигает
проблему создания единого
языка и письма (унификации
письма). Вопрос этот
представляется столь же
существенным и неотложным, как
и вопрос о введении единого
календаря, метрической системы
и начертания цифровых знаков.
-
- Было время, когда человечество
нуждалось для прогресса своего
культурного роста в духовном
общении с мертвыми народами,
поскольку они были творцами
тех или иных культурных
ценностей. Не удивительно
поэтому, что в ту пору характер
письма отражал в себе те или
иные исторические наслоения:
чем выше культурный уровень
народа, тем сложнее его письмо.
-
- В эпоху, когда судьбы целых
народов были всецело в руках
господствующих классов,
преследовавших свои узкие
классовые и национальные
интересы и создававших целую
систему национальных хозяйств,
в эпоху, когда господствовал
культ классовых и национальных
богов и племенных тотем,
характер письма был не только
естественным, но и единственно
возможным по тому времени.
-
- Однако, этот устарелый порядок
и поныне находит себе
энергичную поддержку со
стороны просвещенных народов,
учитывающих реальное значение
роста своего исторически
сложившегося языка и своей
письменности, как
могущественных факторов для
закрепления системы своего
хозяйства и укоренившихся форм
классового быта и
общественности.
-
- Господствующие классы,
естественно, нуждались не
только в закреплении
преемственной связи с прошлым,
но и в упрочении культурной
традиции и мировоззрения — как
гарантии мирного
строительства и прогресса. В
этом смысле устойчивость форм
письменности почиталась такой
же непререкаемой истиной, как и
устойчивость основных типов
человеческой речи.
-
- Современность хочет быть
творцом своей судьбы, своей
новой эры: ее взоры устремлены
на ближайшее будущее
человечества, на его земной
удел; вот почему оно не в силах
примириться с мыслью об
устойчивости форм
письменности, тем более, что
нет никаких научных оснований
мириться с этим средневековым
предрассудком. Залог прогресса
кроется отнюдь не в
закреплении традиции с прошлым
и с его верой в
предопределенность природы
каждого существа, в
зависимости от его
общественного положения.
-
- Когда, например, феодальная
Грузия создала поговорку — «перепелка
не села на дерево: это не в ее
природе»,— то этой поговорке
вторил средневековый
придворный поэт — Шота из
Рустава, глубокими корнями
вросший в среду и в психику
своего народа.
-
- «Пусть каждый довольствуется
тем, что дает ему судьба... Пусть
пахарь без устали пашет землю,
воин проявляет свою храбрость,
а влюбленный лелеет мечту о
своей безумной любви» — учит
этот средневековый поэт. Наша
современность отметает всякую
мысль об устойчивости явлений
в жизни, в науке и в социологии:
опорой для нее служат новые
достижения положительных
знаний и вскрытые наукой
материальные основы
исторического роста
письменности и языка.
-
- Письменность и язык созданы
человечеством: оно выковывает
формы своего языка, и в наше
время, когда история идет
верными шагами к унификации
своего хозяйства, когда
ощущается неотложная
потребность общения
взрощенных в духе классовой
идеологии тонких культурных
слоев с трудящимися всех стран,
— вопрос о создании единого
языка и письма становится
неотложной проблемой и
важнейшей практической
задачей наших дней.
-
- Разумеется, в первую голову
возникает вопрос об единстве
письма, а не языка; для
разрешения этого вопроса в
строгом соответствии с
принципами самоопределения
народов необходима тщательная
проработка языкового
материала всего человечества.
-
- Применение научных методов к
решению этого вопроса прольет
новый свет на смену
исторических этапов и на
эволюцию типов языка в связи с
развитием мирового хозяйства и
нарождением новых форм
общественной жизни.
-
- В свете науки все
разновидности существующих
языков представляются детищем
единого процесса эволюции
человеческой речи. Изучение
характера и условий процесса
дальнейшей эволюции
прокладывает путь к работе над
созданием единого языка,
общего для всего человечества.
-
- Только такая установка вопроса
поможет нам правильно
разрешить проблему
практической осуществимости
задачи —создания единого
письма. Без решения этой задачи
великий лозунг полного
культурного самоопределения
всех народов, входящих в состав
нашего Союза, может провести к
культурной катастрофе,
превратив письменность из
орудия общения народов в
орудие для их разобщения.
-
- Поучительной иллюстрацией
защищаемого мною положения
может служить диаметрально
противоположный эффект,
достигнутый путем введения
латинского письма:
предполагалось таким путем
способствовать взаимному
сближению народов между собою.
В действительности, однако,
такого сближения не
последовало, так как в каждом
алфавите стал выдвигаться «молодец
на свой образец». Таким же
пороком, — думается мне, —
грешат и все так называемые
транскрипции или научные
алфавиты, построенные по чисто
индивидуалистическому
принципу. Не подлежит сомнению,
что подлинное научное письмо,
как полное отражение системы
человеческой речи во всем
многообразии ее проявлений, —
должно быть таким же доступным
для восприятия построением,
как и введение единообразного
начертания цифр.
-
- Можно ли вверить судьбу столь
сложного культурного дела
отдельным эрудитам или
случайной группировке ученых
сил? И не требует ли
практическая важность этого
сложного вопроса
всестороннего исследования
его в стенах крупного научно-исследовательского
учреждения, стяжавшего себе
мировую репутацию? Только
такое авторитетное научное
учреждение может объединить
вокруг себя международную
организацию научных деятелей в
области создания единого
письма и языка.
-
- Возникает вопрос: нужно-ли
искать такое крупное
авторитетное учреждение
мирового масштаба вне
Всесоюзной Академии Наук? Мне
думается — такие поиски
излишни.