Programoj por elementa instruado kaj trinivelaj ekzamenoj de ChALK (Chefa Atesta kaj Lingva Komisiono)

Programo por elementa kurso kaj elementa (A-nivela) ekzameno

Enkondukaj notoj
Tiu chi programo celas stimuli novajn esperantistojn plibonigi siajn lingvosciojn kaj doni certecon al komencantoj pri la lingvoscio. La ekzameno estas neniel deviga kaj ne donas iujn specialajn rajtojn, tamen atesto pri sukceso en ghi povas havi iun pruvon pri lingvoscio por oficialaj instancoj. La programon devas scii plenumi instruistoj, sukcese farintaj B- kaj C-nivelajn ekzamenojn de ChALK. La programo estas publikigata en la rusa lingvo por esti atingebla por komencantoj, kiuj volas vidi proksiman perspektivon de siaj lingvookupoj; ghi estas iomete redaktita versio de la programo, publikigita en informbulteno de ASE 1(73)-1989, pp.8-12.

Программа начального курса языка эсперанто

Настоящая программа имеет целью обеспечить начальное обучение языку эсперанто, т.е. научить читать, понимать и переводить с эсперанто общественно-политическую, художественную и научно-популярную литературу, а также научить излагать на эсперанто свои мысли как устно, так и письменно и получить первоначальные представления о движении эсперантистов.

Ввиду простоты структуры эсперанто и того обстоятельства, что активное владение 600-1000 корнями дает возможность практически свободного владения языком, указанные цели достижимы за одногодичный срок обучения; после языковой практики, которая может быть получена в местных клубах эсперантистов, лица, освоившие начальный курс, уже могут посещать курсы для продолжающих, а затем и высшие курсы на этом языке.

Настоящая программа начального курса рассчитана на использование преимущественно грамматического метода, доступного большинству преподавателей (в том числе сдавших экзамен уровня "В"), однако ее объем и содержание не противоречит и применению прямых методов обучения. При этом учащийся приобретает необходимые для сдачи экзаменов знания, а именно:

Практическая грамматика эсперанто

Графика, фонетика и орфография
Алфавит. Надстрочные знаки.
Звуки. Отношения между звуками и буквами. Ударение. Типичные ошибки в произношении. Транскрипция собственных имен. Заглавные (прописные) буквы. Перенос в слове. Пунктуация.

Морфология
Имя существительное. Падежи. Передача значений падежей национальных языков учащихся. Особые случаи употребления винительного падежа. Множественное число. Элизия.
Определенный артикль. Случаи употребления и отсутствия артикля. Усеченная форма артикля и ее употребление.
Имя прилагательное. Падежи. Множественное число. Согласование. Степени сравнения.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Суффиксы числительных.
Местоимения - личные, возвратные, притяжательные, неопределенно-личные.
Наречие. Производные и непроизводные наречия. Форма направления. Степени сравнения.
Коррелятивная таблица местоимений и наречий: указательные, вопросительно-относительные, отрицательные, обобщающие, неопределенные. Указание близости.
Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Безличные глаголы. Глагол-связка. Времена, наклонения, залоги, виды глагола. Повелительное наклонение в придаточном предложении. Инфинитив, причастие, деепричастие. Сложные глагольные формы.
Предлоги. Классификация предлогов. Употребление предлогов в сопоставлении с национальным языком учащихся. Составные предлоги.
Союзы сочинительные и подчинительные. Частицы. Междометия.

Словообразование
Конверсия. Приставки. Употребление предлогов в качестве приставок. Суффиксы. Префиксально-суффиксальное словообразование. Употребление аффиксов в качестве корней. Словосложение чистое и с суффиксацией. Сращение. Сокращение.
Принцип необходимости и достаточности. Соотношение между производными словами и синонимичными им корневыми.

Синтаксис
Предложения повествовательные, повелительные, вопросительные, отрицательные. Предложения личные, неопределенно-личные, безличные. Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные.
Выражения отрицания и вопроса.
Порядок слов в предложении. Логическое выделение слов. Именная часть составного сказуемого. Инфинитивный оборот.
Употребление предлогов после причастий страдательного залога. Эллипсис.

Лексика
600-1000 наиболее частых и необходимых корней в соответствии с "Базовым официальным корнесловом" Академии эсперанто, с учетом применяемого учебника начального обучения.

Примерный перечень тем
Формулы приветствия, обращения, поздравления, благодарности, извинения, просьбы, расставания. Знакомство.
Семья. Человек, его внешность. Дом, квартира. Профессия. Рабочий день.
Моя страна, мой город. Важнейшие географические термины и понятия. Времена года. Национальные праздники. Школа. Урок.
Время: месяцы, даты, время суток, часы и минуты. Досуг (загородная прогулка, путешествие, экскурсия по городу, музыка, театр, кино, телевидение, радио, спорт). Промтоварный магазин, одежда, обувь. Продовольственный магазин, столовая, ресторан. Движение эсперантистов и его история. Л.М.Заменгоф. Внутренняя идея. Всемирный конгресс. Лагеря и слеты. Организации эсперантистов (надо как минимум уметь расшифровать следующие аббревиатуры: UEA, TEJO, SAT, REU, REJM, UK, IJK). Литература. Международная переписка.

Примечание: выбор и порядок прохождения грамматического и лексического материала осуществляется руководителем курсов.

Краткие указания руководителю

Поскольку изучение эсперанто носит необязательный характер, руководитель должен обращать особое внимание на то, чтобы занятия проходили интересно, по возможности давать интересные и художественно полноценные тексты, предлагать такие домашние задания, которые выполнялись бы учащимися с удовольствием. При этом необходимо с самого начала ориентировать учащихся на последующую интеграцию в сообщество эсперантистов, знакомить их с идеалами и структурой Эсперанто-движения, интересными и характерными эпизодами из истории, элементами культуры и т.п.

На каждом занятии следует давать небольшое число лексических единиц. Грамматические пояснения должны быть простыми и ясными, сопровождаться примерами. Лучше всего, если учащиеся будут сами выводить правила из данных преподавателем грамматических моделей. Приводить грамматические термины в начальном курсе необязательно. Не следует давать на одном занятии много грамматического материала, особенно однотипного: глагольных форм, предлогов, аффиксов.

Основной задачей является развитие у учащихся навыков устной речи. Наибольшая часть первых занятий строится в виде диалога между учащимся и преподавателем. Учащиеся отвечают на вопросы хором или индивидуально. Центральная часть занятия - работа с текстом: чтение по ролям (если это диалог), анализ, частичный перевод, различные вопросно-ответные упражнения, пересказ, рассказы и диалоги по ситуациям, близким к теме текста. По возможности следует выполнять лексические, грамматические, лексико-грамматические упражнения.

Желательно придерживаться одного учебника, привлекая, при необходимости, дополнительный материал. Для активизации учащихся можно использовать игры (в том числе подвижные), разучивание песен, прослушивание магнитофонных записей и грампластинок, демонстрацию моделей, картин, подстановочных таблиц и т.п.

Преподаватель должен обладать хорошей дикцией, правильным произношением, четко произносить каждое слово, особенно на начальных занятиях. Все, что нужно занести в тетради, пишется на доске. Для пояснения новых грамматических правил рекомендуется использовать цветные мелки. Важно создать на занятии систему совместной работы. Для снятия усталости можно разнообразить интересным эпизодом, уместной шуткой. Желательно поощрять учащихся при удачном ответе, прививать им навыки работы в клубе эсперантистов, устраивать встречи с опытными эсперантистами. Заканчивать курс следует выпускным праздником, концертом для местного клуба и т.п.

Экзамен - Elementa (A-nivela) ekzameno
Экзамен проводится по программе начального курса, причем его сдают только те учащиеся, которые выразили желание проверить таким образом свои знания и получить свидетельство о знании языка. Экзамен проводится по билетам, в которые входят три вопроса: 1) рассказ на родном языке о грамматическом правиле с приведением примеров; 2) пересказ или диалог на одну из пройденных тем; 3) перевод с эсперанто текста объемом около 1000 печатных знаков. При отсутствии соответствующего вопроса в билете рекомендуется задать краткий дополнительный вопрос н тему элементарного знакомства с движением эсперантистов. Для хорошо подготовленных учащихся экзамен может производиться в виде собеседования на эсперанто, без билетов и предварительной подготовки. Возможны и любые другие формы экзаменов, если по их результатам можно судить о знании эсперанто и его применении в объеме программы.

>>