"Вести", 16.12.96

ЭСПЕРАНТО МИРОВ

Интервью Гидеона Бродского с раввином Михаэлем Лайтманом, автором серии книг "Каббала - тайное еврейское учение"

- Чем отличается язык каббалы от иных языков?

Все, что человек воспринимает, происходит во времени, в определенном месте и - в движении. Если остановить движение, то жизнь прекратится. Человек не способен представить себе нечто абсолютно неподвижное, остановленное во времени, в частности, не имеющее объема. В случае каббалистики мы имеем дело с понятиями, не зависящими как раз ни от времени, ни от места, ни от движения. Поэтому в нашем лексиконе нет слов, способных такие понятия выразить.

- Если я правильно понял, речь идет о языке совсем других миров и свойственных им понятий. Как сказал поэт: "Но в мире есть иные области". Как же мы способны говорить об этих понятиях, если мы не можем их представить на основании "параметров" нашего мира?

- Да, на первый взгляд, вы правы.Что же изучает каббала и зачем? Как мы можем говорить об этих удивительных вещах, если не способны их представить? Как можно понять то, что написано в каббалистических книгах? И все-таки в течение тысячелетий существует язык каббалы, относящийся к иным областям, к духовному, где нет ни времени, ни пространства. Да, человек не способен ощутить что-либо вне рамок времени, места и движения. Мы абсолютно слепы в плане ощущений существующего рядом духовного мира. Он не затрагивает наших ощущений, ведь пять органов наших чувств - ограничены. Но этот скрытый духовный мир - здесь. Нам только нужно найти средство его восприятия. Все наши чувства могут меняться.

Каждый живой организм воспринимает свой мир по-своемому. Мир у каждого "свой", и мы не можем сравнить, насколько схожи наши восприятия этого мира. Ведь у каждого по-разному устроены органы ощущений. Все мы можем общаться, понимая, что проблемы различия культуры, ментальности, жизненного уклада не выходят за пределы общих представлений. Человек ощущает лишь реакцию наших органов чувств на ту часть, фрагмент, диапазон внешних воздействий, которые они воспринимают. Мы должны осознать, что весь наш "богатый язык общения и исследования" отражает лишь ничтожную часть существующего вокруг нас, которую мы каким-то косвенным образом ощущаем. Еще великий Рамбам писал, что наша Вселенная создана на уровне ниже скорости света. Выше ее - это уже не наш мир. Описание этого духовного мира - это описание человеческой души, ступеней ее сближения с Творцом, то есть все большего ощущения Творца нами. Каббала "делит" общую душу на части дает каждой из частей определенное название, описывает действия этих частей. Язык каббалы - это язык чувств, но язык этот строгий. Он позволяет применить (не улыбайтесь) графики, чертежи, формулы. Каббала - это своеобразная "инженерия души".

- Но как же все-таки мы можем применять в таких точных исследованиях и описаниях наш неточный, ограниченный земной язык?

- Каббалисты выбрали для своей науки язык особый - "язык ветвей". Причина этого в том, что все в нашем мире создано и управляемо: неживое, растительное, животное, человек, все, что с ними происходит и будет происходить, то есть все объекты мира и управления ими, - вес это нисходит от Творца и проходит через все духовные миры, пока не появляется в нашем мире. Управление нашим миром постоянно обновляется свыше, сверху вниз, до нашего мира. То есть я хочу сказать, что существует нечто общее между объектами нашего мира и причиной, источником в духовном мире: особая связь, Каббалисты видят "точно" эту особую связь миров. Они видят высший объект, корень, из которого эта связь исходит. Видят, что с чем связано, и потому могут назвать объекты-корни в высших мирах именами их материальных воплощений, следствий в нашем мире. Это и есть язык ветвей, не корней, а ветвей. Каббалисты нашли такой язык, который четко описывает духовный мир нашими словами. Иного языка быть не может: откуда еще возьмешь слова, которые были бы понятны тем, кто находится в обоих мирах?

- Что же тогда такое Тора, о чем она рассказывает? Я имею в виду - в свете сказанного только что вами. И кто же такие тогда каббалисты?

- Читаемые нами слова во всей Торе и каббале - это только слова, но не объекты нашего мира, а то, что стоит за этими словами, - это только духовные объекты, корки, ни в коем случае не имеющие отношения к нашему миру. Пусть это нас никогда больше не пугает. Тора - это святые имена: она состоит из имен Творца. Язык каббалы взят каббалистами для того, чтобы объясняться между собой, передавать друг другу свои знания в виде слов и символов нашего мира - подобно тому, как математики изъясняются посредством формул. Оба каббалиста - и тот, кто пишет, и от, кто читает написанное, - понимают,о чем идет речь, что подразумевается под этими словами в каббале.

Каббалисты же - это те отдельные личности, которые получили нечто, позволяющее им ощущать потусторонний мир. Лишь тот, кто этот потусторонний мир видит,чувствует, понимает, называется каббалистом, так как он получает эту информацию и эти ощущения. Ивритское "каббала" происходит от слова лекабель" ("получать").

- Как бы вы определили понятие "слово"?

- Слово - это код, указывающий на определенный духовный объект, его состояние. Читая это слово, другой каббалист может воспроизвести его, подобно произведению музыкантом звука. Он может ощутить, что говорит этим словом его коллега, автор. Допустим, прилетел бы к нам некий инопланетянин, начал бы говорить на нашем языке. Слова были бы нашими, но ведь подразумевает-то он под ними совершенно другие понятия и действия.

- Разве возможно называть это "нашим языком"?

- Для того чтобы научиться ему, мы должны увидеть, что же под этими знакомыми нам словами подразумевается. Имея общие ощущения, каббалисты способны передавать друг другу свои знания, ведь они понимают, что стоит за этим именем в высшем мире, то есть их корень.

Отличие между нами и каббалистами в том, что мы, читая, видим "ветви-объекты" нашего мира, а они видят в этих словах то, что имел в виду их автор, - "корни-объекты" духовного мира. Каббала - это наука, которая выше нашего разума, логики и канонов поведения. Духовность - это действия, исходящие не из низких эгоистических желаний, подобных нашим, а из высшего милосердия Творца, спасающего наш мир ежесекундно.