ПРОЩАЙТЕ, ЭСПЕРАНТИСТЫ, ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЭСПЕРАНТО,
или ФЕНОМЕН ФОН БИТНЕРА
(фрагмент)

Анатолий ГЛАЗУНОВ (С-ПЕТЕРБУРГ)

  "Еще печальнее, однако, положение того,
кто сознает жизненность дела,
его величие, громадное общественное,
даже общечеловеческое значение и принужден
отказаться от работы на этом поприще только потому, что оно попало в руки самозванцев, способных лишь погубить саму идею, а не двинуть ее вперед"

(Битнер, 1908 г.).
 

"...И все же не надо сникать, как бы ни было тяжело, необходимо
объединение всех работников Культуры... И надо вместе с народами развитых
стран создавать более справедливый порядок на планете.
И здесь, вероятно, в какой-то степени могут помочь и русские, и
зарубежные эсперантисты, у которых чувство необходимости Единения
человечества должно быть развито несколько больше, чем у других людей. Но
надо быть честным, надо признать, что рост эсперантистов, их обществ, их
деятельность далеко не столь значительны, как можно было ожидать, имея в
виду наличие преданных делу людей, готовых работать на пользу его. И если
это движение не глохнет, это зависит бесспорно от жизнеспособности самой
идеи эсперантизма. Но почему все же так мало эсперантистов, почему так
медленно идет процесс их объединения, почему эсперантистские общества так
неэнергично вербуют новых членов? Причем у нас в России дело еще хуже, чем в
других государствах. Русское общество остается совершенно безучастным к
тому, чем занимаются члены эсперантистских кружков, часто не имея даже
понятия об их существовании. "Было бы, конечно, очень странно винить в этом
общество, не желающее проникнуться великими идеями эсперантизма, если сами
эсперантисты не умеют достигнуть того, чтобы общество знало о их
деятельности и захотело поддержать ее".

И дело даже не в недостатке энтузиазма, хотя у многих, может быть, - у
большинства эсперантистов никакого энтузиазма нет. Основная причина -
глубже. "Нам думается, что вся беда заключается в том, что понятие
эсперантизма многими русскими эсперантистами сужено до тех пределов, которые
низводят эту идею на степень простого распространения эсперанто".
Язык
рассматривается как цель, а не как средство. Образовался крепкий порочный
круг: люди не хотят изучать эсперанто, так как он не приносит никакой
практической пользы, польза же от языка возможна лишь при достаточной
распространенности языка на планете.
Как разорвать этот круг?
"Надо понять, что эсперанто - это не цель, а средство. И вопрос о
привлечении симпатий общества к эсперанто сводится к тому, насколько высоки
идеалы, которым мы служим, насколько велико значение нашего дела для народа,
для человечества".

Надо поднять и показать обществу Зеленое Знамя, которое есть символ
нашего служения человечеству. Поднять не трясущимися от страха руками и с
оглядкой на городового и начальство, а крепко сжав древко.
Битнер замыслил впервые в Российской империи сделать эсперантский журнал
совсем на других принципах. Пропаганда международного языка - это
второстепенная задача. "Ближайшею нашею программою является прежде всего,
конечно, пропаганда идей мира, культурного единства народов и поднятие
духовного уровня каждой нации до такой высоты, когда сами собой уничтожатся
царствующие между ними враждебные отношения..."

Международный язык должен служить для пропаганды этой великой идеи...

-------
Фон Битнер - редактор и издатель журнала "Вестникъ Знанiя". Пытался
организовать издание массовым тиражом журнала "
Espero", но не встретил
сочувствия и сотрудничества со стороны эсперантистов и потерпел неудачу.