ИЗ ПИСЕМ В
РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ФОРУМ ЭСПЕРАНТИСТОВ
(1)
- Если мы согласимся на
английский язык как
международный, мы будем
безродными
космополитами. Если мы будем
настаивать на русском как
международном, мы
будем националистами. Значит,
остается только эсперанто.
- Даже если бы "доктор
Эсперанто" не создал свой
язык, а ограничился
идеологией хомаранизма, одно
это уже поставило бы его в ряд
величайших
мыслителей всех времен.
- Большинство первых
эсперантистов были не просто
коллегами по языку
(samlingvanoj), но и
единомышленниками (samideanoj),
разделяя
гуманистические идеалы "Majstro" (Учителя).
Только этим и объясняется
успешное распространение
эсперанто в первые десятилетия
существования языка.
- Эсперантизм предполагает не
отрицание национальных
культур, в том числе
религий, а их мирное
сосуществование и
взаимообогащающий синтез. Не
отрицание наций, а их
соединение на более высоком,
общечеловеческом уровне.
- Говорят "утопия",
подразумевая нечто плохое.
Международный язык -
"утопия",
Всемирное Братство -
"утопия". Все самые лучшие
мечты человечества можно
назвать утопией только на том
основании, что они еще не
реализованы.
- Настоящий эсперантист - это
тот, кто верит в конечную
победу эсперанто. Есть
немало эсперантистов, которые
используют эсперанто для своих
личных
удовольствий, но не верят в то,
что эсперанто станет
когда-либо
международным языком. Такие
"единомышленники" не
только не помогают
движению, но, наоборот, мешают,
являются как бы ложкой дегтя в
бочке меда.
- Пропагандируя международный
язык, нужно иметь в виду прежде
всего людей
образованных, а главное -
романтических, увлекающихся,
тех, кто неравнодушен
к большой политике, глобальным
проблемам, кто хотел бы внести
свой вклад в
дело мира. Неправильно
распространять язык среди всех
подряд.
- Хомаранизм не исключает, а,
напротив, предполагает
патриотизм. Как любовь к
своей семье не мешает любви к
своей стране, так же и любовь к
своей стране
не мешает любить человечество.
А если выразиться еще точнее,
то - тот, кто
еще не научился любить своих
близких, тот по сути не
способен любить и
Родину. А чье сердце не созрело
для любви к своей Родине, к
своему народу и
его культуре, тот, очевидно, не
способен и любить все
человечество.
- Изменить свою языковую
ориентацию - значит
практически сменить свою
национальность. Только
безродные космополиты готовы
на такую радикальную
перемену. Поэтому неправильна
традиция проводить все
мероприятия
эсперантистов внутри своей
страны на языке эсперанто.
Эсперанто должен быть
мостом к другим народам, а не
стеной, отгораживающей от
своего собственного
народа.
- Эсперанто-движение не должно
быть направлено на
самообслуживание, когда весь
смысл, все содержание работы
сводятся лишь к развлечениям и
прочим
мероприятиям, предназначенным
для самих эсперантистов.
- Английский язык - это язык для
всех на все случаи жизни.
Английский язык -
повседневный язык настоящего
времени. Эсперанто - это язык не
для всех, а
только для хомаранистов. Это
язык будущего, на котором
говорят романтики,
мечтающие о мире без войн и
вражды.
- Вероятно, народы рано или
поздно сольются в один, но это
будет в отдаленной
перспективе, и этот процесс
нельзя форсировать.
- Заменгоф сформулировал
"внутреннюю идею"
эсперанто фразой "Поступай с
другими так, как ты хотел бы,
чтобы другие поступали с
тобой". Это очень
глубокая формула, которая
подходит для каждого человека,
и если бы она
всегда осуществлялась, то на
Земле действительно наступил
бы рай, даже при
сохранении всех языков и
национальностей.
- Пропаганда sennaciismo
(безнационализма) вредит
эсперанто-движению, создает
превратное понятие об
эсперанто как об орудии
безродных космополитов,
которые хотят обезличить,
обескультурить человечество.
- Проблема не в том, что
существуют национальные
культуры, а в том, что все
остальные национальные
культуры, кроме нашей родной,
по незнанию языков
кажутся нам чужими. Эсперанто
предназначен для того, чтобы
приблизить к
каждому человеку культуры
других народов, сделать их
понятными и даже в
какой-то мере родными.
- Сейчас модно издеваться над
понятием "советский
человек", даже иногда с
издевкой говорят: "совок".
А ведь идея была правильная.
"Советский
человек" - это была
реальность, это была
формирующаяся
сверхнациональность,
к которой принадлежали и
русские, и латыши, и молдаване,
и якуты, и грузины,
сохраняя при этом свою
культуру и язык.
К подобному двуязычию в
мировом масштабе (эсперанто и
свой родной язык)
эсперантисты и должны
стремиться. Должен
сформироваться "хомаранский
человек", который будет
прекрасно понимать всех
остальных людей и
одновременно оставаться
русским, французом, китайцем и
т.д.
- Эсперанто - это не хобби, не
средство для приятного
времяпровождения, а
реформа, которая изменит весь
мир.
- Если рекламировать эсперанто
как средство для удовольствий,
то мы можем
привлечь много недостойных
людей, глупых, эгоистичных и
т.п. И если такие
люди заполнят э-движение, что
тогда будет? Дураки, изучив
эсперанто, угробят
движение.
- Если так называемые темные
силы реально существуют, то
было бы наивно
думать, что они равнодушны к
идее эсперанто, имеющей целью
объединить
человечество.
- Темные силы делают все, чтобы
эсперантисты забыли идеи
Заменгофа. Поначалу
просто клеветали и высмеивали
его. Потом, когда увидели, что
дело серьезно,
состряпали безыдейный язык
идо. Потом поспособствовали
развязыванию Первой
мировой войны (она началась в
тот самый день, когда в Париже
должен был
начаться беспрецентно
массовый универсальный
конгресс), и т.д.
Теперь их главная стратегия -
развлекательность,
безыдейность и
потребительство, чтобы
оттолкнуть от эсперанто всех
думающих людей.
- Все практически сообщения
нынешних эсперанто-активистов
сводятся к одному:
где будут встречи, куда можно
поехать. Идейная сторона
эсперанто их,
кажется, не очень интересует.
Но ведь общаться и
путешествовать прекрасно
можно и без эсперанто!
- Нужно признать, что
человечество с языковыми
проблемами справляется
более-менее успешно и без
эсперанто. Эсперантист имеет
гораздо больше
языковых проблем и гораздо
меньше возможностей, поскольку
эсперанто мало
распространен в мире.
- Эсперанто ценен не тем, что
разрушает языковые
барьеры, а тем, что
разрушает идейные барьеры
между людьми, объединяет их как
бы в одну семью,
причем не только в
международном масштабе, но и в
рамках одной страны.
Эсперанто имеет смысл изучать
даже тому, кто вообще не
собирается общаться с
иностранцами. Потому что это не
просто язык, но он содержит в
себе идею
человеколюбия и общины.
- Эсперантисты конца XIX - начала XX
века с негодованием бы
отнеслись к
нынешнему чисто
развлекательному э-движению.
Каждый из них был
писателем, журналистом,
переводчиком, лингвистом,
дипломатом,
педагогом, лектором в одном
лице. Они не занимались
туризмом,
а в основном головой работали.
- Эсперанто специально
рекламируется темными как
хобби, только как средство
развлекаться и удовлетворять
меркантильные интересы. Такая
пропаганда
приводит в э-движение все новых
и новых "потребителей", не
желающих ни о чем
думать. А чем больше
потребителей, тем меньше
настоящих подвижников, потому
что подвижники с потребителями
в одной компании быть не могут.
- Эсперанто был мировоззрением
его инициатора и тысяч первых
эсперантистов.
Они не развлекались, они горели
великой идеей, постоянно
работали, терпели
насмешки и преследования, и они
создали тот фундамент великого
Храма, на
котором нынешние эсперантисты,
вместо того чтобы продолжать
строительство,
устраивают дискотеки и
пирушки.
- Есть много молодых людей,
которые способны воспринять
эсперанто как
мировоззрение. Это
доказывается тем фактом, что
многие кришнаиты и другие
сектанты очень молоды. Не
встретили они вовремя
пропагандиста эсперанто, вот
и пошли в секты, потому что жить
без Идеи не могли. А можно было
бы из них
сделать таких же убежденных
эсперантистов.
- Когда эсперанто только был
создан, эсперантисты старались
переводить на него
все самое ценное и важное, и
сами писали, упрощенно говоря,
в основном, на
тему "Как нам обустроить
мир". А потом, особенно после
войны, валом пошла
развлекательная литература...
- Какие дни ценнее - будни или
праздники? Конечно, рабочие
будни. Только они
создают базу для праздников.
Праздники тоже нужны, как и
удовольствия, но
очень глупо жить "от
праздника до праздника"!
Также глупо жить "от
конгресса
до конгресса".
- Именно умственная работа есть
суть эсперанто-движения.
Интернет для
эсперантистов - это сейчас
главное поле деятельности,
чтобы идеями братства
очищать ноосферу общества.
- За небольшое время можно было
бы из нескольких десятков
членов Российского
эсперанто-союза сделать
несколько десятков тысяч. Это
вполне реально. Ведь
было время, когда
эсперанто-движение имело
массовый характер. Тут могут
возразить, что тогда была
другая политическая ситуация,
имела место
государственная поддержка и
т.д. Но главное-то в том, что
тогда движением
руководили очень талантливые и
деятельные люди (Дрезен
и другие), и
стратегия была правильная.
Сейчас обстоятельства для
эсперанто вполне
благоприятны, и в том, что
эсперанто-движение не
прогрессирует, виноваты
только его руководители.
- Реальная цифра для российского
эсперанто-движения - это сто
тысяч человек.
Сто тысяч - это среднее
геометрическое между сто
(столько примерно активных
эсперантистов сейчас имеется)
и сто миллионов (все взрослое
население).
- Конкретно, с чего начать. Нужно,
чтобы эсперантисты проводили
свои
мероприятия на национальном
языке. Сейчас что получается:
сотня
эсперантистов тусуется на
языке эсперанто, а сто
миллионов ничего не знают о
международном языке. Между
ними непреодолимая стена
непонимания. Ну кому из
"посторонних" интересны
мероприятия на незнакомом
языке?
- Если использовать только язык
эсперанто, то что объединяет
участников
конгресса? Только общий язык.
Получается действительно не
слет
единомышленников, а слет людей,
принадлежащих как бы к одной
"нации". Но
общая национальность еще не
делает людей братьями. И вообще
такие чисто
эсперантские слеты
превращаются в вид игры. А ведь
дело-то крайне серьезное
и важное для всего
человечества.
- Практически, от многих людей,
не знающих (пока) эсперанто,
может быть
гораздо больше пользы, чем от
некоторых эсперантистов,
отлично знающих язык.
- В Российский Союз
Эсперантистов нужно принимать
всех желающих. И взносов не
нужно. Основным источником
кассы должны быть добровольные
пожертвования..
Самые богатые общественные
организации и секты существуют
только на
добровольные взносы: Свидетели
Иеговы, кришнаиты и т.п. Нужно
распространять
энтузиазм, зажигать сердца. А
если человек стал энтузиастом,
он уже ничего
не пожалеет для любимого дела.
- Эсперантисты - люди будущего в
настоящем, и вести себя они
должны
как "гости из Будущего" -
быть добрее, умнее окружащих и
нести Свет миру.
Тогда и многие другие
потянутся к
эсперанто-движению, чтобы
отвлечься и
найти отдушину от темной
действительности.
- Кто говорит, что эсперанто - это
просто язык, тот открывает
двери в
Эсперанто-страну всему
плохому, что есть в нашей
современности.
- Одна из целей хомаранизма -
прекратить междуусобную
борьбу между религиями,
объявив их равноправными
сектами единой
общечеловеческой религии.
Никому не
придется менять своих
убеждений. Главное - прекратить
взаимные нападения,
поскольку 90% энергии
человечества уходит на борьбу
внутри своего вида.
- Все "горячие точки" на
планете - от Косово до
Индонезии - возникают там, где
вопиюще нарушаются принципы
хомаранизма - принципы
равноправия языков
и религий.
- У хомаранизма три главных
аспекта: языковой, религиозный
и политический.
Эсперантисты - это люди,
которые принимают языковой
аспект (эсперантизм).
Но этого мало для идейного
единства.
- Что лежит в основе
национализма? Отсутствие
сердечности.
Naciismo estas nacia
egoismo (Martinus).
- Национализм - это национальный
садизм, безродный
космополитизм -
национальный мазохизм.
- Эсперанто мог бы быть очень
сильным ходом в
противодействии экспансии
английского языка. Немного
денег вложить в эсперанто,
наиздавать
учебников, и все народы стали
бы изучать эсперанто, а не
английский.
- С появлением Интернета
введение простого
нейтрального языка становится
настоятельной необходимостью.
- Кроме общего языка - эсперанто -
людям необходимо найти и общий
язык
Культуры. Иначе все ссоры и
вражда будут продолжаться на
языке Заменгофа.
- Приемы и методы темных как
их отличительные признаки
Ненависть, злоба, отсутствие
любви как заботы о людях, об их
духовном
прогрессе. Все это может
прикрываться сентиментальными
неискренними
нежностями, но ЗЛОБНАЯ
НЕТЕРПИМОСТЬ К ДЕЯТЕЛЯМ СВЕТА -
выдаст с головой.
(Ольга Стукова)
- Если "отличительные
признаки темных - злобная
нетерпимость к деятелям
света", то отличительным
признаком светлых,
соответственно, будет
терпимость. Правда не боится
лжи, а ложь боится правды. Тьма
не выносит
Света, ибо само присутствие
Света уничтожает тьму. Зато
Свет с улыбкой
говорит о тьме: "пусть
будет".