ПРАЯЗЫК: ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ И НАУКА

Выдающийся языковед и философ языка Александр Потебня писал, что "сравнение, начатое внутри одного языка, вовлекает в свой круг все остальные языки... Мысль о сравнении всех языков есть для языкознания такое же великое открытие, как идея человечества — для истории."

О множестве языков мира и их происхождении задумывались еще древние египтяне. Они полагали, что различие языков основано на различном положении языка — органа речи — во рту. Чтоб усвоить чужой язык, считали они, нужно просто изменить положение языка во рту, "перевернуть" его. Египтяне считали себя древнейшим народом. Один из фараонов решил проверить: а какой язык древнее всех? Он задумал хитроумный и жестокий эксперимент — выяснить, на каком языке заговорят дети, если их не учить никакому языку. Фараон считал, что язык, которому не нужно учиться, — это и есть древнейший естественный язык, присущий человеку от природы. Надо ли говорить, что эксперимент не оправдал ожиданий фараона.

Размышления о древнейшем естественном, природном языке, отражающем суть называемых предметов и явлений, были очень популярны и в Древней Греции, и в Древнем Китае. Считалось, что позднейшие языки — лишь искажения древнейшего правильного. "Определенная правильность имен врожденна и эллинам, и варварам, причем всем одна и та же",- писал Платон. Некоторые древние философы полагали, что в искажении слов, в затмении их первоначальной сущности — корень всех зол. "Необходимо исправить имена /т.е. слова/",- указывал Конфуций.

Немалое внимание уделяет вопросам языка Библия. Сначала Бог словом создает мир: "И сказал Бог... И стало так." Затем Адам дает имена "всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым". По Библии, все время до Вавилонского столпотворения и расселения потомков Ноя существовал лишь один язык во всем мире. "На всей земле был один язык, одно наречие" /Бытие II:1/. Этот язык был "смешан" в наказание за дерзкий поступок людей — попытку построить Вавилонскую башню высотой до небес. Люди перестали понимать друг друга. Это считалось величайшей карой.

В тексте Библии ничего не сказано о том, на каком именно языке говорили от Адама до Ноя. Попытки комментаторов "доказать", что это был тот или иной известный им язык, ни к чему не приводили. "Язык Адама" оставался загадкой. Наконец был сделан вывод, согласующийся с совре­менной наукой: древнейший язык человечества — не один из известных языков, а какой-то иной, тесно связанный с природой.

Ученые позднего Средневековья считали, что "смешение языка" /не языков — ведь язык сначала был только один!/ осуществлено Богом не "тайными и недоступными нашему пониманию способами" /как за тысячу лет до них полагал Августин Блаженный/, а по определенным законам. Поэтому, исходя из существующих языков, можно восстановить первичный язык. Это мнение также согласуется с современной наукой.

Не одно тысячелетие существует теория происхождения всех языков мира из одного источника. Она получила название теории языкового моногенезиса /от греч. монос — "один" и латин. генезис — "происхождение"/. Если раньше в эту теорию можно было верить или не верить /а многие верили!/, то в XX веке ее доказывают.

Чем более отдаленным является родство языков, тем меньше общего у них сохранилось. Близость славянских языков друг к другу можно продемонстрировать, приведя тысячи  подобных слов и грамматических форм. Родство славянских языков с германскими и романскими, армянским и греческим менее выражено, но все же очевидно. Достаточно попросить носителя одного из этих языков посчитать до десяти — и станет ясно, что он "языковой родственник" славян. Группа славянских языков входит в обширную языковую семью, называемую индоевропейской. Все языки этой семьи родственны между собой. На языках этой семьи говорит свыше двух миллиардов человек на всех континентах.

Более отдаленным и поэтому еще менее выраженным является родство славянских языков с такими языками, как, например, венгерский, турецкий, монгольский, арабский, грузинский. Для выявления этого языкового родства требуются специальные исследования, — и они успешно проводятся многими языковедами. Наконец, наиболее отдаленным является родство между славянскими языками и языками коренного населения Африки, Америки, Австралии, Современное состояние научных знаний позволяет с большой долей уверенности говорить о том, что все языки мира родственны между собой.

Необходимо заметить, что понятие родства каких-либо языков обязательно предполагает их происхождение из одного источника, В некоторых случаях такой общий источник зафиксирован письменно. Например, латинский язык — источник современных романских, древнемонгольский язык — источник современных монгольских. Но чаще праязык нескольких или многих языков не отражен на письме, и его приходится реконструировать на основе современных языков. Методы реконструкции в языкознании достигли завидного совершенства, и восстановление исчезнувших языков производится с большой достоверностью и точностью. Неоднократно бывали случаи, когда новооткрытые письменные памятники /на уже известных или даже ранее неизвестных языках/ подтверждали давние реконструкции. В этом отношении языковедение подобно не только палеонтологии, где по отдельным косточкам восстанавливают облик целого доисторического животного, но и астрономии, где могут "на кончике пера" открыть — т.е. вычислить, иными словами предсказать — существование небесного объекта, который лишь потом наблюдают /так было с открытием самых отдаленных планет Солнечной системы — Нептуна и Плутона/.

Нынешняя наука о языке — мощное орудие, позволяющее "вооруженным глазом" заглянуть в древнейшие глубины человеческой истории и культуры. Со времен Александра Македонского многие пытаются создать всеобщий язык будущего — наиболее известной такой попыткой является эсперанто. Но оказывается, что общий язык существовал в прошлом, на заре истории.

Ю. Мосенкис