MENADE BAL - PUKI BAL !
(Единому человечеству - единый язык!)


Непосредственным предшественником эсперанто был язык волапюк, созданный, как
говорят, в течение одной бессонной ночи немецким священником и поэтом
Иоганном Шлейером в 1879 г. Волапюк вошел в мир под девизом "богатства" -
богатства передаваемых звуков и грамматических форм. Существительные имели 2
числа и 4 падежа (им.пад. - dom, род.пад. - doma, дат.пад. - dome, вин.пад. -
domi, во множ.числе - doms, domas, domes, domis), глаголы - 6 времен, 4
наклонения, 2 вида и 2 залога, причем во всех этих формах глаголы спрягались
по лицам и числам. Прибавляя к глагольному корню в качестве окончания личное
местоимение (ob - я, ol - ты, om - он, of - она, множ.число - obs, ols, oms,
ofs) получаем личные глагольные формы (lofob - люблю, lofol - любишь, и
т.д.), которые с помощью префиксов и суффиксов изменяются по временам,
наклонениям и т.п. (elofob - я любил, lofob-la - я любил бы, pelofob-la - я
был бы любим. и пр.) Ряд форм вообще не имел аналога в основных европейских
языках: так, существительные могли изменяться по степеням (fam - слава,
famum - бОльшая слава), инфинитивы - по лицам, числам и падежам, причастия -
по лицам и пр. Если к этому добавить, что специальными показателями
различались части речи, а также отдельные понятийные классы (например,
названия животных, болезней, стран и т.п.), то волапюк предстанет в качестве
сложнейшего из всех искусственных языков. Но эта сложность и послужила
причиной быстрого упадка и забвения волапюка. 1880 г. - первый учебник
волапюка; 1881 г. - первая газета на этом языке; 1882 г. - первое общество
волапюкистов; 1884 г. - первый международный конгресс. 1889 год был годом
кульминации волапюкского движения: была создана обширная литература,
издавалось 26 журналов на волапюке, существовало 283 общества. Курсы языка в
разных странах окончили 210 тысяч человек, имелись тысячи дипломированных
преподавателей. Но в этом же году произошел раскол между Шлейером, считавшим
волапюк своей личной собственностью, и реформаторами, желавшими упростить
его и приблизить к "естественным" языкам. В результате движение волапюкистов
быстро пошло на спад и практически умерло уже в начале ХХ века. Многие
волапюкисты стали сторонниками нового языка - эсперанто. Простой и красивый
язык Л.Заменгофа, с самого начала ставший общим достоянием, удовлетворил все
требования к международному языку.

VOLAPUKAHUM (Гимн волапюкистов)

Datuvel puka lifomod,
Lifomsod pakels ola,
Volapuk aiflolomod
E volapuked oma!
Oibinomod su tal:
Menade bal - puki bal!


...
В конце 70-ых к пастору И.М.Шлейеру пришел один из его прихожан,
полуграмотный крестьянин, и пожаловался, что письма не доходят до сына в
Америке - поскольку почтовые отделения США не могли разобрать его почерк.
Шлейер на досуге начал изобретать универсальный алфавит.

Однажды (удивительная мистика языкового творчества - от Вавилонской башни,
монахов и схоластов...), по словам Шлейера, Господь явился к нему во сне и
предложил создать новый язык, описанный в книге "Volapuk: международный
язык" (1880).

Воляпюк был аналитическим автономным языком, построенным по системе
немецкого, лексический состав которого был заимствован из романских и
германских языков. В алфавите Шлейер использовал стандартную латиницу,
добавив три умлаутированных гласные. Фонология схожа с немецкой (за
исключением звуков v и j).

Наиболее часто приводимый довод в критике воляпюка - то, что Шлейер
деформировал корни европейских слов (в основном английских) до
неузнаваемости, дабы уместить их в свою фонологическую систему (например,
отсутствовал звук r: автор почему-то считал, что у китайцев - а язык
все-таки планировался международный - возникнут сложности с его
произношением, хотя как раз у китайцев-то и присутствует инициаль r
[Комментарий 1], но отсутствуют немецкие умлаутированные гласные a, o, u).

Довод неубедительный, поскольку Шлейер создавал автономный, но никак не
вспомогательный язык; впрочем, действительно непонятно, для чего было
превращать английские "England" и "rain" в "Nelij" и "liladon".

Следующим пунктом обвинений, с которыми нельзя было не согласиться, стала
запутанная грамматическая и словообразовательная система воляпюка, бывшего
скорее языком агглютинативным, нежели флективным. Как позже заявил второй
президент KBV (Kadem Bevunetik Volapuka, Международная Академия Воляпюка),
одних только видов глагольных форм можно было насчитать несколько тысяч.
Поскольку количество присоединяемых корней в воляпюке не ограничено, то
могли появляться такие монстры,как lopikalarevidasekretel или
klonalitakipafabludacifalopasekretan [19].

Грамматика воляпюка - и особенно глагольная система - представляет собой еще
одну проблему:

ФОРМА ПРИМЕР
-on инфинитив lofon (любить)
-ol причастие настоящего времени lofol (любящий)
-om настоящее время lofom (любит)
a- имперфект alofom (он имел обыкновение любить)
e- простое прошедшее elofom (он любил)
i- плюперфект ilofom (когда-то он любил)
o- будущее olofom (он будет любить)
u- причастие будущего времени ulofom (он будет любящим)
-ox условная форма lofomox (он полюбил бы)
-la субъюнктив lofom-la (возможно, он полюбит)
-os оптатив lofom-os! (прошу его полюбить)
-od императив lofom-od! (пусть он полюбит )
-oz юссив lofom-oz! (пусть он любит!)
p- пассив plofom (он любим)

Но, даже несмотря на все его странности, воляпюк произвел настоящий фурор, и
именно его недостатки послужили мощным импульсом в развитии
интерлингвистики. К 1889 году выходит более 30 периодических изданий обществ
воляпюка, а самих обьединений насчитывалось около 255. Институт преподавания
состоял в общем из 1100 учителей и 50 профессоров. В 1884 году в Германии
проходит первый конгресс воляпюкистов, а вскоре возникла и Международная
академия воляпюка. Количество зарегистрированных "носителей языка" составило
около одного миллиона. (Несмотря на то, что, как стало ясно на первом же
конгрессе, едва ли кто мог использовать воляпюк в процессе постоянного
устного общения.)

Естественно, что с развитием движения прогрессирует и язык. Но здесь
реформисты, поддерживавшие проекты изменений в усложненном и во многом
"неестественном" языке, столкнулись с авторитарностью Шлейера. После раскола
1889 года, когда президентом Академии быо избран лидер реформистов профессор
А.Керкхоффс, Шлейер отказался признать авторитет Академии.

Также быстро движение начинает идти на спад (количество носителей языка
сейчас вряд ли превышает несколько десятков человек). ...