Национализм глазами эсперантиста
Илья Шишкин

"Национализм - [...] проявления психологии национального
превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости".
Такое определение национализма дается в Словаре русского языка С. И.
Ожегова.

Мне довелось слышать в разговорах с людьми и другие определения, от одних:
национализм - это любовь к своему народу, к своей культуре, к своему
духовному наследию, к своему Отечеству, к своему языку и образу жизни; от
других: национализм - это ненависть и нетерпимость к другим народам, к их
культуре, языку, образу жизни, религии. Но не происходит ли здесь подмены
понятий, которая вводит в заблуждение людей, слабо разбирающихся в
определениях?

Ведь есть же еще и понятие "национальность" - ощущение своей принадлежности
к определенной исторически сложившейся устойчивой общности людей,
образующейся в процессе формирования общности их территории, экономических
связей, языка, особенностей культуры и духовного облика. И есть совершенно
четко определяющееся понятие "патриотизм": это любовь к своей
национальности, к своему Отечеству, к своему народу и языку, желание
сохранить свою национальность в процессе исторического развития
человечества. Советский энциклопедический словарь так трактует понятие
"патриотизм" (от греч. patris - родина): "любовь к родине, [...]
противоположен национализму, а также космополитизму".

Как видно из определения, ни ненависть к другим национальностям, ни
патологическая уверенность в исключительности своей нации (а именно это и
включает в себя понятие "национализм") не относятся к числу признаков
патриотизма. Перефразируя Маяковского, можно сказать: мы говорим
"патриотизм", подразумеваем "любовь", мы говорим "национализм",
подразумеваем "ненависть".

Понятие национализма подразумевает психологическую установку на проявление
национального превосходства, антагонизма (нетерпимости) к несвоему,
установку на кастовость, национальную замкнутость, недопустимость смешения
своей крови с чужой. А любовь к своей Родине, решимость сохранить свои
обычаи (обычаи предков), сохранить свой язык, свою исторически сложившуюся
территорию, не испытывая при этом ненависти к другим народам, - это не
национализм, а совершенно здоровое и понятное чувство национального
само-сознания, ощущение своей принадлежности к определенной нации, гордость
за свой народ, то есть патриотизм.

Можно возразить, что понятие "национализм" содержит в себе любовь к своему и
ненависть к чужому. Но, во-первых, где та грань, которая разделяет "свое" и
"чужое"? Ведь любой антинационалист, даже если он одной национальности со
своими идеологическими противниками, с их точки зрения будет "чужим", не
чувствующим своей национальной крови. Во-вторых, даже если национализм
подразумевает установку "любя свое, ненавижу чужое", то патриотизм
предусматривает не только любовь к своему, но и уважение к чужому.

В статье "Naciisma esperantismo eblas!" ("Националистический эсперантизм
возможен!"), опубликованной в печатном органе Российского народного движения
за международный язык эсперанто "PREM-bulteno" N 2 (5) (апрель 1998 года),
говорится о так называемом "здоровом" и "больном" национализме и
предлагается пропагандировать эсперанто среди "здоровых" националистов.

Исходя из вышеизложенной точки зрения на понятие национализма,
национальности и патриотизма, берусь утверждать, что не может существовать
такого деления, ибо, что "здоровый", что "больной", национализм остается
национализмом, и ключевым словом в его определении остается слово
"ненависть". "Здоровый" национализм, проявления которого описываются в
упомянутой статье, - это, судя по всему, патриотизм, ключевым словом в
определении которого является "любовь". Нельзя смешивать эти понятия, сбивая
с толку тех читателей, которые не очень разбираются в терминах и могут легко
подменить одно понятие другим. Кстати, в эсперанто слова "отец" (patro),
"патриотизм" (patriotismo), "Родина", "Отечество" (Patrio) - однокоренные.

У психологически отягощенного националистическими проблемами индивида
эсперанто вызовет естественное отторжение в виде негативной реакции уже хотя
бы на неродной латинский алфавит, на слова, написанные на <нерусском> языке,
не говоря уж о "внутренних идеалах" эсперанто - взаимном уважении наций,
дружбе и т. д. Индивида со здоровой установкой на патриотизм, напротив,
международный язык не оттолкнет - подсознательно он понимает, что эсперанто
не грозит вторжением в его национальную среду, в его национальное сознание и
подсознание. Этот индивид не начнет патологический поиск чего-то
враждебного, направленного против его национальных чувств, что якобы несет в
себе латинский алфавит.

Идеи эсперанто прекрасно сочетаются с идеями патриотизма, дополняя любовь к
своей стране, к своему народу уважением к другим народам и пониманием их
интересов, что позволяет интересы своей нации осуществлять с учетом
интересов других наций. Если бы такая подсознательная психологическая
установка имелась у большинства населения нашей планеты, не было бы
многочисленных кровопролитных захватнических войн.

У каждого эсперантиста есть своя Родина, на любых встречах эсперантистов
участники перечисляются с непременным указанием, из какой они страны.
Эсперантисты не рассматриваются в отрыве от своего государства, от своей
Родины, и каждый эсперантист ощущает себя принадлежащим к определенной
национальности, то есть причисляет себя к общности людей, связанных единым с
рождения языком, общностью религии, культуры, территории, и параллельно, а
не в противовес, он ощущает в себе и принадлежность к сообществу
эсперантистов, то есть людей, также объединенных общностью единого, второго
для всех них языка - языка эсперанто, культуры, созданной на основе этого
международного языка, идеей взаимного уважения наций, заложенной в основе
эсперанто.

Отвечая на вопрос, заданный в "PREM-bulteno", возможен ли националистический
эсперантизм, абсолютно однозначно отвечу: нет. Но возможен, и это абсолютно
нормально и происходит в каждой стране, эсперантизм национальный, когда
любовь к своему отечеству не сочетается с ксенофобией, ненавистью ко всему
чужому.

Создатель международного языка эсперанто Л. Заменгоф чувствовал, однако, что
для создания гуманистического общества недостаточно идеалов, заключенных в
идее общего нейтрального языка. Какая идея несет в себе то духовное начало,
которое поможет остановить сползание к ненависти и не допустить повторения
печального пути Югославии и многих других стран, прошедших через геноцид?
Безусловно, многие скажут, что такое духовное начало несет в себе
религиозная идея. При этом каждый будет говорить, что гуманистической
направленностью и истинной духовностью обладает именно та религия, которую
исповедует сам отвечающий. Отношения между различными религиями очень
напряженные, да это и понятно, потому что каждая из них претендует на
абсолютную истинность. Таким образом, получается, что религиозная идея сама
является подпиткой для раздувания вражды, потому что имеет под собой ту же
психологическую основу, что и националистическая идея - группоцентризм,
когда хороши и полезны только члены своей группы, а все другие - враги.
Такая психологическая основа религии наглядно видна всем: многолетняя вражда
католиков и протестантов в Северной Ирландии, воинствующий ислам на южных
окраинах России, негативное отношение русской православной церкви ко всем
другим религиям на территории России (если не явное, то скрытое) и т. д.

Но все же, несмотря на это, многие отмечают положительное влияние Слова
Божия - именно не религии, разделяющей людей на православных, католиков,
протестантов, свидетелей Иеговы и прочие религиозные группировки, а Слова
Божия, то есть информации, через которую Бог обращается конкретно к душе
каждого человека - к тебе, ко мне, а не к массам. Тогда исчезает и "стадное
чувство", разрушается психологическая установка на группоцентризм.

Л. Заменгоф создал свою, нейтральную религию - гиллелизм, в которой
попытался отказаться от привязки к группированию по религиозному принципу и
объединить все главное, что заложено в Слове Божием, в некую "общую"
религию, три принципа которой мог бы разделить любой человек. Вот что писал
по этому поводу сам Заменгоф:

"Гиллелизм не представляет собой какую-либо секту или реформированный
иудаизм, так как фундаментом ему служит не какая-нибудь существующая уже
религия, измененная в духе и по произволу той или иной горсти людей, а
только тот природный разум и то природное религиозное чувство, которые общи
всем людям. По идее своей религия гиллелитов существует с незапамятных
времен в сердцах всех людей. Вся сущность ее заключена в следующих трех
пунктах:

1. Мы признаем существование Высшей Силы, управляющей миром, и Силу эту мы
называем Богом. Атеисты могут называть эту Силу Природой.

2. Законы свои Бог вложил в сердце каждого человека под формою Совести;
послушайся поэтому голоса совести своей, ибо это есть никогда не умолкающий
голос Бога.

3. Сущность всех законов, данных нам Богом, выражается формулой: "Поступай с
другими так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали с тобою, и не делай
никогда ни явно, ни тайно таких поступков, о которых твой внутренний голос
говорит тебе, что они Богу не нравятся".

...Это должно абсолютно и навсегда отделить вопрос религиозный от вопросов
национальных и искоренить, наконец, то прискорбное явление, которое мы
замечаем во всех существующих религиях и которое принесло уже так много
несчастий человечеству и так изуродовало суть религий, - а именно: что
каждая религия, благодаря богослужебному языку, связала себя с какой-нибудь
одной или несколькими нациями, сделалась неразрывно национальною
принадлежностью определенных народов, служит низменно-эгоистическим
интересам этих народов и вместо любви и истины сеет и поддерживает только
обособленность и ненависть.

...Для устранения межнациональной вражды нужно принять не только общий язык,
но и всеобщие основы этики, иначе говоря, - религию в лучшем смысле этого
слова, основанную исключительно на сердце и разуме человечества".


Но эти простые и понятные положения новой религии потерялись во множестве
других религий, и попытка создать не только общий язык, но и общую религию,
основанную на этих простых принципах, потерпела неудачу - новая религия
растворилась во множестве других и не была расценена как "общая" религия