ОБРАЩЕНИЕ к
эсперантистам
Дорогие друзья!
Все мы очень надеялись, что, вступая
в ХХI век, в третье тысячелетие,
перейдя этот психологический
рубеж, лучшие умы Человечества
начнут, наконец,
энергично внедрять в общественное
сознание вечные, библейские
ценности, и
начнётся эпоха мира, дружбы и
взаимопонимания, начнётся Эра
Мирового
Воссоединения.
Однако, как все мы видим, вражда и
противоречия продолжают раздирать
мировое
сообщество. Межличностное и
межэтническое соперничество,
недоверие,
присутствующее в отношениях между
народами, "чёрная" культура,
заполонившая
мировое информационное
пространство, продолжают
оскорблять человеческое
достоинство, продолжают
осквернять ноосферу нашей голубой
планеты.
Есть ли в обществе такая сила,
которая способна переломить ход
событий,
остановить сползание нашей
цивилизации в пропасть инферно?
Мне думается, что такой силой
должны стать наиболее
"продвинутые",
спокойные, рассудительные,
понимающие люди, входящие в
различные структуры
формирующегося на Земле
гражданского общества.
Одной из таких структур, показавшей
свою организованность, свою
живучесть,
преданность своей идее, видится
всемирное эсперантское сообщество.
В октябре 2001 года мне
посчастливилось принимать участие
в международном
симпозиуме "Иван Ефремов.
Прогнозы на третье тысячелетие",
участники
которого обсуждали в ракурсе
философских идей великого русского
космиста не
только нынешние мировые проблемы,
но и пытались заглянуть в не такое
уж
далёкое будущее. И конечно,
учитывая нынешние тенденции роста
количества
межнациональных браков,
интенсивность миграционных
процессов, вполне логично
предположить, что уже в ближайшее
время вопрос о всеобщем языковом
взаимопонимании встанет со всей
остротой.
Мы должны вновь вернуться к
строительству вавилонской башни -
одной на всех,
и пусть наши далёкие потомки вновь
заговорят на одном языке.
Ступенькой к такому
всеобщему языку с "линейным
мировым алфавитом", как
писал Ефремов, мы видим
вспомогательный международный
язык - эсперанто.
И кто, как не нынешние поколения
эсперантистов, этих "пришельцев
из
будущего", несут первостепенную
ответственность перед историей за
распространение своего языка, за
популяризацию принципа "человек
человеку -
прежде всего друг и товарищ, а не
клиент"?
Недавно мне пришла в голову идея
инициировать общественное
движение,
которое объединяло бы людей,
разделяющих (или хотя бы почти
разделяющих)
прогрессивные мировоззренческие и
этические принципы, и я даже
придумал
название для такого движения: Всемирное
ноосферное братство "Любовь и
разум"
(Universala noosfera frateco "Amo kaj menso").
В настоящее время я пытаюсь найти
единомышленников, в том числе и в
среде
эсперантистов. Почитайте,
пожалуйста, статью "Любовь и
разум", в которой
изложен мой взгляд на мир. И если
она кого-то из вас заденет, если
идея
эсперанто для вас нечто большее,
чем просто экзотическая форма
самоутверждения, удовлетворения
любознательности - пожалуйста,
откликнитесь.
С уважением
АРИС ЛИНСКИ (Александр Ильич)
ВНИМАНИЕ!
ЦЕЛЬ ЭТОГО ПИСЬМА - ПОИСК
ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ!
КТО ЗАИНТЕРЕСУЕТСЯ - ОТВЕТЬТЕ!
КТО НЕ ЗАИНТЕРЕСУЕТСЯ - ЗАБУДЬТЕ!
"ищите - и обрящете,
толците - и отверзется, и дастся
вам:".
"ЛЮБОВЬ И РАЗУМ"
Дорогой друг!
Это моё Обращение к Вам вызвано
следующей причиной.
Находясь, как и Вы, в гуще народной
жизни, наблюдая различные
проявления
человеческой активности, размышляя
над мотивами тех или иных
человеческих
поступков, над всем увиденным и
прочитанным, а также отслеживая
логику
развития социальных тенденций и
реальных событий, я пришёл к мысли,
что наше
общественное мироустройство
становится всё более и более
иррациональным,
теряет перспективу и, таким
образом, превращается в какую-то
бессмыслицу.
Мне кажется, что значительная
часть (хотя и далеко не
большинство!) людей в
разных странах думают примерно так
же.
Действительно, неужели
можно без внутреннего протеста
наблюдать творящуюся в
мире несправедливость, массовые и
одиночные убийства одних
представителей
нашего вида другими его
представителями, откровенный показ
широкой аудитории
низменных форм поведения,
основанного на животных
инстинктах?
Неужели можно без горечи
наблюдать, как представители
единственного на Земле
биологического вида разумных
существ говорят на нескольких
тысячах языков и
в результате не понимают каждый
каждого? Более того, даже всерьёз
не
пытаются экономно решать эту
проблему - проблему
межнациональных
коммуникаций.
Неужели представителям
вида Homo sapiens нужно без веских на то
причин всё
расти и расти числом на нашей
планете и продолжать
концентрироваться в
огромных, многомиллионных, опасных
для жизни мегаполисах (и, чтобы уйти
от
дистрессов, строить для временного
пребывания "вторые дома" (так
называемые
"дачи"), занимая при этом
большие пригородные территории)?
Не разумнее ли,
учитывая, в частности,
ограниченность природных ресурсов,
в корне изменить
сам принцип расселения людей по
земле, чтобы естественное
стремление каждого
человека в единении с
матерью-природой, в максимальном
физическом и
психологическом комфорте и
безопасности не вынуждало его
искать или строить
ещё одно жилище?
Неужели можно не замечать
абсурда в том, что по улицам наших
городов, убивая
ежегодно десятки тысяч людей,
носятся сотни миллионов тяжёлых
самодвижущихся
персональных механизмов, вес
каждого из которых многократно
превышает вес
находящихся в нём, как правило,
одного - трёх человек.
Вы, надеюсь, сами сможете
продолжить этот ряд странных, мягко
говоря,
больших и малых "достижений"
человеческой цивилизации.
Конечно, люди, в зависимости от
своего мировоззрения, своего
интеллектуального, нравственного,
волевого потенциала, по-разному
реагируют
на жизненные проблемы и
несуразности, по-разному строят
свои взаимоотношения
с этим миром, по разному его
воспринимают и объясняют.
Большинство из нас
как-то держится на плаву, выживает,
а некоторые даже процветают. Но
много ли
в жизни радости и счастья?
В современном разобщённом мире
существует несколько крупных
идеологических,
ценностных систем, по-разному его
интерпретирующих, по-разному
трактующих
смысл человеческой жизни и правила
межлюдских взаимоотношений. Какая
из этих
систем более других адекватна
реальности? Какая из них
перспективна? Какая
система может придать
индивидуальной человеческой жизни
большой смысл?
Анализируя различные философские и
религиозные концепции, я пришёл к
мысли,
что наиболее адекватной,
перспективной и вдохновляющей
является, скорее
всего, так называемая философия
антропокосмизма, разные
аспекты которой
изложены, в частности, в трудах
великих русских учёных и
мыслителей
К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского,
И.А.Ефремова.
Свои размышления о мире, о человеке
(сквозь призму этой философии, а
также
на основе иных знаний) я
сформулировал в виде шести
мировоззренческих
принципов, которые (не совсем, быть
может, точно) назвал "принципами
ноосферного мировоззрения".
ПРИНЦИПЫ
НООСФЕРНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мир представляет
собой совокупность
бессчётного количества
взаимодействующих
и не взаимодействующих,
находящихся и не находящихся
между собой в
противоречии (конфликте)
материальных, идеальных и
материально-идеальных
систем. Вся эта совокупность
систем, с точки зрения
современного
наблюдателя, в значительной
мере концентрируется в трёх
мегасистемах:
Природе, Обществе, Человеке.
Существование или
возникновение иных мега- или
надсистем носит
гипотетический характер.
Человек -
материально-идеальная система,
появившаяся в мире для
гармонизации всего сущего. Он
бесконечно совершенствует,
гармонизирует,
доопределяет себя, общество,
природу, совершенствует,
гармонизирует бытие и
сознание, постоянно отслеживая
и преодолевая таким образом
межсистемные
противоречия. В этом вечном
служении развивающейся (не
застывшей) гармонии
мироздания и заключаются
надличностный смысл и радость
его существования,
форма и сфера его
самореализации.
Человек стремится к
реалистическому восприятию
мира, стремится воспринимать
его таким, какой он есть на
самом деле, и избавляться в
практической
деятельности от неадекватных
идеальных отражений реального
мира.
Человек осознаёт
глубокую двойственность как
неодухотворённой, косной
материи, так и самой
человеческой природы. С одной
стороны, в них заключены
опасность и безжалостность, с
другой же стороны, в них
заключены источники
добра. Поэтому человек
воспринимает жизнь, природу не
только с радостью,
восхищением и почтением, но и с
тревогой. Он постоянно
находится в состоянии
алертности, готовности
отвечать на вызовы зла и
активно творить добро,
уменьшать в мире сумму горя и
увеличивать сумму радости.
Человек глубоко
осознаёт себя как
представителя мыслящей
материи и своё
неслучайное появление во
Вселенной. Он глубоко понимает
Великую
Ответственность за своё
существование в мире и делает
всё, от него
зависящее, чтобы Великий
Эксперимент Разумной Жизни на
Земле не закончился
крахом.
Человек любит свою
родную планету. Он
обустраивает её таким образом,
чтобы
обеспечить себе максимально
возможную безопасность и
здоровую, радостную
жизнь.
Кроме того, размышляя над
тяжелейшими проблемами
межчеловеческих
взаимоотношений, анализируя
различные кодексы, декларации,
манифесты, я
сформулировал тринадцать пунктов,
в которых как бы в
концентрированном виде
представлены основные
нравственные ценности и принципы,
отражающие уровень
сознания и чаяния наиболее
прогрессивных на нынешнем этапе
исторического
развития общественных сил.
Ниже представлены эти самые
ценности и принципы, которые я
(также, быть
может, не совсем точно) назвал
"основополагающими ценностями и
принципами
ноосферной макроэтики.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ
ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ НООСФЕРНОЙ
МАКРОЭТИКИ
- жизнь, здоровье, физическое
совершенствование;
- свобода личности, её позитивного
самовыражения;
- достойное и справедливое
вознаграждение за общественный
труд,
основанное на его количестве,
качестве, квалификации,
ответственности и
общественной значимости, а также на
его результатах;
- обладание личной собственностью;
- возможность получения
образования и участия в
деятельности,
способствующей всеобщему
прогрессу;
- доступность достижений науки и
техники, интеллектуальных и
культурных богатств;
- возможность участия в творческой
жизни и культурном общении,
возможность наслаждаться природой
и искусством;
- любовь между мужчиной и женщиной;
- забота о детях, помощь в
становлении личности, раскрытии её
позитивного потенциала;
- честность и благородство,
скромность в общественной и личной
жизни;
- коллективизм и товарищеская
взаимопомощь в гармоничном
сочетании
с ценностями, определяемыми
человеческой индивидуальностью;
- милосердие и совестливость,
гуманные отношения и взаимное
уважение между
людьми, непримиримость к унижению
человеческого достоинства: человек
человеку - друг, товарищ и брат;
- уверенность в благополучном
будущем.
(Уважаемый читатель. Если какие-то
из перечисленных выше принципов
вызывают
у Вас внутреннее отторжение, а само
письмо навевает скуку, Вам нет
смысла
продолжать чтение текста, и Вы
вполне можете закрыть эту
страницу). И вот у
меня возникла мысль инициировать
общественное движение, которое
объединяло
бы людей, разделяющих (или хотя бы почти
разделяющих) вышеизложенные
мировоззренческие и этические
принципы, и я даже придумал
название для
такого движения: Всемирное
ноосферное братство "Любовь и
разум" (Universala
noosfera frateco "Amo kaj menso").
Я, конечно, понимаю, что подавляющее
большинство людей имеют иную
систему
ценностей, сформировавшуюся в
атмосфере всеобщего
соперничества, и цель
предлагаемого союза вовсе не в
насильственном навязывании людям
своей
"правды". Она состоит в том,
чтобы дать возможность какой-то
части граждан,
"дозревших" до принятия умом и
сердцем "ноосферного"
мировоззрения, (при их
желании) ассоциироваться и
- во-первых, прожить оставшуюся
часть своей единственной жизни с
большим смыслом и чувством
внутренней гармонии;
- во-вторых, организованно влиять
на принимаемые в "большом
мире"
управленческие решения;
- в-третьих, своим примером
попытаться вдохновить более
широкий
круг наших современников.
Учитывая то, что наше
"братство" будет объединять в
будущем не только
русскоязычных участников, -
предлагаю в качестве вспомогательного
универсального коммуникативного
языкового средства определить
internacia
lingvo Esperanto, как единственный в
настоящее время неродной язык,
который
можно реально выучить,
причём очень быстро, даже в зрелом
возрасте, и
который поставил бы в равные
условия всех участников нашего
движения.
Как показывает опыт общественной
деятельности, людей в наше время
способны всерьёз вдохновлять и
объединять не призывы, а только
большие общие
дела.
Какую бы я предложил практическую
деятельность для предлагаемого
"ноосферного братства" на
первых порах его становления?
Мне кажется, мы вполне могли бы:
1. Создать свой сайт, издавать
газету и журнал.
2. Организовать где-нибудь в
Подмосковье и в Крыму летние
туристские
лагеря со своей насыщенной
программой пребывания (семинары,
дискуссии,
костры, радиальные походы и т.д.), и
куда можно было бы по максимально
дешёвым путёвкам приезжать со
своими семьями.
3. Работать с молодёжью, знакомя её с
философией антропокосмизма,
рассказывая о наших выдающихся
мыслителях-антропокосмистах.
4. Оказывать друг другу
информационную и иную помощь.
5. Выйти в "большой мир" с
предложением учредить единый
Всемирный
праздник - например, праздник
Прометея, Положение о котором уже
разработано.
6. Начать разрабатывать (пока
виртуальную) социальную
конструкцию -
ноополис (предположим, на пять
тысяч человек), который послужил бы
в будущем
материальной базой "ноосферного
братства", действующей моделью
прогрессивного
социально-экономического
мироустройства и примером для
подражания.
Вполне возможно, что Вы продолжите
этот список.
Уважаемый друг!
ЗАИНТЕРЕСУЕТЕСЬ - ЗАХОДИТЕ НА
ФОРУМ
"ВСЕМИРНОЕ
НООСФЕРНОЕ БРАТСТВО",
который размещён на сайте
"Технология Альтруизма (РУ)",
С уважением и готовностью ответить
на Ваши вопросы
Арис Лински