Язык анархии


Николай ГУДСКОВ

Цель анархистов - ликвидация государства, как организованного аппарата
насилия. Но государство имеет совершенно определенные атрибуты, без которых
оно немыслимо, и без отрицания которых нельзя говорить и об отрицании
государства. Одним из таких важнейших  атрибутов государства является
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА. Границы существуют вполне объективно, т.к.
определяются отнюдь не только волюнтаристскими решениями власть предержащих
и межгосударственными договорами, но и этническими факторами: различиями
людей по обычаям, традициям, воспитанию, языку... Главное - по языку, т.к.
все остальное находит свое выражение в первую очередь в языке. Основа
существования, естественности и реальности любого этноса - это язык. Родной
язык есть нечто настолько необходимое каждому человеку, без чего невозможно
существование каждого отдельного "я", что люди ради сохранения возможности
самовыражения на нем, защиты его от каких-либо посягательств, готовы
поступиться частью своих прав и создать орудие для его защиты... в форме
государства. Этнос, создавший (или стремящийся создать) государство,
становится НАЦИЕЙ.
Сильный этнос, самоопределившийся в нацию, неизбежно стремится подчинить и
поглотить более слабые этносы. Сие есть имперская политика - хотя бы в
потенции. Слабые этносы в целях самозащиты, в  первую очередь языковой,
стремятся в ответ создать свои государства. Нормальное этническое
самосознание перерождается в национализм со всеми его "прелестями". Нам,
"детям страшных лет России" (а также Югославии, Закавказья и пр., и пр.)
этого объяснять не надо. Без действенного средства для решения
межэтнических, т.е. языковых, проблем любая анархическая программа является
утопией, т.к. государство в условиях межэтнических конфликтов будет
обязательно самовоспроизводиться. Чтобы убедиться, где причина, а где -
следствие, достаточно вспомнить, что распад Союза начался именно с серии
законов о языках! К сожалению приходится констатировать, что все великие
теоретики анархизма практически игнорировали эти проблемы. Существует,
однако, решение этих проблем, появившееся вне анархических теорий. Это -
простой в изучении (т.к. доступный для всех слоев населения) международный
нейтральный язык, который мог бы стать вторым (после родного) для каждого, и
на котором представители разных этносов могли бы без ущемления достоинства
друг друга общаться на равных. В результате долгих усилий - было не менее
тысячи попыток создать такой язык - он появился. Его проект был предложен в
1887 г. варшавским врачом Л.М. Заменхофом и известен под названием
Эсперанто.

За сто с лишним лет существования этот язык прошел серьезную эволюцию. В
принципе, дело не только в самом языке, какими бы лингвистическими
достоинствами (а у Эсперанто они есть!) он ни обладал. История Эсперанто и
движения эсперантистов - это уникальный социолингвистический эксперимент по
созданию сообщества людей принципиально нового типа и альтернативной
международной культуры. Сообщество эсперантистов относительно невелико -
постоянно активно пользуются языком не более, чем несколько сотен тысяч
человек (пассивно владеют Эсперанто 10-15 миллионов), но их роль для
человечества очень велика, хотя обычно она недооценивается или вовсе не
замечается. Однако же это единственная группа людей, которая сумела
преодолеть национально-государственные границы. Для эсперантиста нет границ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ! Ведь национально-государственные границы, основанные на
языковом неравенстве, состоят не из перепаханных полос и колючей проволоки -
их может и не быть - а из психологических запретов: они проведены прежде
всего в наших головах. И даже в головах самых убежденных анархистов эти
границы, пусть в подсознании, есть. А у эсперантистов их нет! Эта, причем
самая глубинная, основа государственности преодолена с помощью
национально-нейтрального языка. Преодолена морально. И моральные нормы
мирового эсперантистского сообщества (а мораль - основа любой культуры)
иные, чем вне его, хотя это обычно и не осознается самими эсперантистами. В
отношении национального - это анархистская мораль.

Кстати, идеал эсперантизма, т.е. состояние, когда международный язык станет
повсеместно основным средством межэтнического общения, невозможен без
достаточно развитой анархии (самоуправления, федерализма) в обществе. Ни
анархический идеал без Эсперанто не достижим, ни эсперантистский без
анархического. Хорошо бы, чтобы и анархисты, и эсперантисты это поняли!

А вот зато государственные мужи давно поняли опасность для себя как
анархистов, так и эсперантистов. Недаром в их устах как слово "анархия", так
и слово "Эсперанто" являются ругательствами. И тех и других едва терпят при
демократических и уничтожают при репрессивных режимах - в них в равной
степени видят подрывателей государственных устоев. Только одни концентрируют
усилия на борьбе с внутренней структурой государства,
а другие - с его границами. Поэтому эсперантисты не должны обижаться, что их
"не любят" даже при внешней законопослушности - ведь для властей они враги
одного из самых основополагающих принципов государственности, т.е.
АНАРХИСТЫ. Теперь надо, чтобы сами анархисты и эсперантисты осознали свое
духовное родство и необходимость друг в друге.