Рудольф
Дизель,
немецкий изобретатель
Этот язык [эсперанто] я
рассматриваю с точки зрения
инженера, чья
деятельность направлена на
сбережение энергии. Цель эсперанто
- сберегать
время, энергию, работу, деньги и
ускорять, упрощать международные
отношения.
С этой точки зрения трудно понять
возражения, которые все еще
появляются
против введения вещи столь
полезной для человечества. Я считаю
введение
эсперанто необходимейшим для мира
и культуры.
Слава и смерть
Рудольфа Дизеля
Начало XX века. Высокий, красивый,
безукоризненно одетый, начинающий
седеть господин Рудольф Дизель с
полным на то правом заявляет: "Я
настолько
превзошел всё до меня
существовавшее в машиностроении,
что могу смело
утверждать - я иду во главе
технического прогресса..." В то
время он имел
нефтяные скважины в Галиции,
прекрасный автомобиль, роскошную
виллу в
Мюнхене и огромное состояние.
Он создал главный двигатель XX
века. Услышав слово "дизель",
мы
представляем себе не этого
человека, а созданную им машину -
сердце
тепловоза, корабля, автомобиля.
Детство и юность творца были
далеки от изобретательства и
инженерного
искусства. Его предки в нескольких
поколениях были переплётчиками и
книготорговцами, а свою
родословную эта семья ведёт из
крохотного
тюрингского городка Пёснека - Poessneck,
стоящего над речушкой со
славянским
именем Орла. Обитавшие здесь
славяне уже во времена раннего
средневековья
вынуждены были потесниться - здесь
среди доломитовых холмов
поселились
деятельные и трудолюбивые немцы. В
городских записях сменяют друг
друга
фамилии: Тёзель, Дёзель, Дюссель,
Тюссель, а с середины XVIII века -
Дизель.
Однако на свет творец могучего
двигателя внутреннего сгорания
появился
вдалеке от Тюрингии, в Париже, о чём
в книге учёта рождений префектуры VI
округа имеется запись: "Рудольф
Дизель Кретьен (Кристиан) Шарль
родился в
квартире своих родителей в доме 38
по улице Нотр-Дам де Назарет 18 марта
1858 года".
В детстве он ничем, кроме
опрятной одежды и аккуратности, не
отличался от
своих сверстников - парижских
мальчишек. Семья переплётчика
Теодора Дизеля
жила так же, как и тысячи других
парижских семей. Воскресенья они
часто
проводили в Венском лесу, катались
на лодках и завтракали на траве. По
будням сын колесил по Парижу,
развозя книги по поручению отца. И
никто не
вспоминал, что переплётчик Дизель -
немец. Вспомнили в 1870 г. Началась
франко-прусская война, и страну
захлеснула волна шовинизма. Из
парижского
гамена он превратился в "боша"
- ведь он родился немцем. Пришлось
бежать в
Англию. Через несколько месяцев
отец уговаривает 13-летнего
Рудольфа
оставить голодающую семью и ехать к
дяде в Германию, в Аугсбург -
учиться.
Рудольф самостоятелен,
дисциплинирован и педантичен.
Скромен и упрям. Он
становится первым учеником
реального училища, затем
технической школы, а
заезжий профессор из Мюнхена,
которому он понравился, пригласил
юношу к себе
в высшую техническую школу. Там, на
лекциях профессора Линде, творца
холодильников, его очаровал
термодинамический цикл великого
француза Сади
Карно, позволяющий обратить в
работу до 70 % тепла сжигаемого
топлива. На
полях студенческой тетради
появляется надпись: "Изучить
возможность
применения изотермы на
практике". Эта фраза становится
программой всей его
жизни. В своей брошюре Дизель
описывает машину-мечту: сжатие в
цилиндре
достигает 250 атмосфер, топливом
станет угольная пыль, а водяное
охлаждение
перестанет быть необходимым.
Забегая вперёд, стоит сказать, что
ни один из
этих пунктов не был выполнен.
Двигатель внутреннего сгорания -
а именно такой была машина, о
которой
мечтал Рудольф Дизель, уже была
создана. Её построил в 1876 г.
немецкий
инженер Николаус Август Отто
(1832-1891).
В двигателе Отто важнейшим
устройством являлся карбюратор, в
котором
горючее - бензин распылялся и
смешивался с воздухом. Далее эта
смесь
подавалась в рабочий цилиндр,
сжималась и воспламенялась от
электрической
искры либо от другого источника
высокой температуры. Раскалённые
газы
толкали поршень, заставляя его
совершать механическую работу.
Такие
двигатели компактны, не очень
тяжелы и потому оказались как
нельзя более
пригодными для установки на
легковых автомобилях. И ныне
большинство их
приводится в движение двигателями
Отто.
Однако и они были не лишены
существенных недостатков.
Во-первых, для них
нужен дорогой бензин - легкая
фракция перегонки нефти. Во-вторых,
такие
двигатели в эксплуатации, а
особенно в аварийной ситуации,
небезопасны: пары
бензина легко воспламеняются и
даже взрываются.
Двигатель Дизеля гораздо
безопаснее. И хотя ему не удалось
создать
надёжно работающий двигатель, где
горючим бы служила угольная пыль,
всё же
применение более тяжелых, чем
бензин производных нефти -
керосина, мазута -
сделало дизель более дешёвым и
менее опасным двигателем. В нём в
цилиндр
засасывался, а затем сжимался
воздух, причём значительно сильнее,
чем
горючая смесь в двигателе Отто. При
таком сжатии горючее, подаваемое в
цилиндр, воспламенялось само. Да и
мазут, как известно, гораздо
дешевле
бензина.
Двигатель рождался в муках.
Трудности оказались не только
техническими:
при всей привлекательности идеи
получить деньги от Круппа было
совсем
нелегко. Больно кололи и злые
насмешки прессы. Утешение он
находил в
мелодиях любимого Вагнера.
Работал Рудольф Дизель много и
упорно. Он превратил сутки в два
напряжённых рабочих дня: рано
вставал, работал до обеда, немного
спал и
снова работал до поздней ночи.
Опытный образец, построенный им
в 1893 г., потерпел аварию, а сам
творец
чудом избежал гибели. Протокол
испытаний гласил: "Считать, что
осуществление
рабочего процесса на этой
незавершённой машине
невозможно". Но менее чем
через год, 17 февраля 1894 г. двигатель
заработал. Но заработал на нефти, а
не на угольной пыли, как обещал
Дизель.
Наступило время пожинать плоды
победы. Деловые встречи, обеды,
путешествия. И деньги - большие
деньги. Но и враги были
могущественны.
Появление недорого в эксплуатации
двигателя Дизеля означало победу
Нефти над
Углём, а это совсем не нравилось
хозяевам угольного Рура. "Дизель
ничего не
изобрёл..., он лишь собрал
изобретение ..." Бесконечные
намёки и злые выпады
изматывают. Во время поездки в США
он встретился с Эдисоном и тихо
спросил у
него: "Вы думаете когда-нибудь о
смерти?" Американец ответил: "Я
занимаюсь
делом, а не метафизикой".
Спокойствие этого измученного и
затравленного человека было
внешним. Во
время плавания с группой иженеров
на корабле "Дрезден" в Лондон в
сентябре
1913 г. миллионер Рудольф Дизель был,
как всегда, элегантен и сдержан.
После
совместного ужина и отличной
сигары он пожелал спутникам
спокойной ночи и
удалился в свою каюту. Два дня
спустя в устье Шельды рыбаки
подняли из воды
тело хорошо одетого господина и
намеревались отвезти его в Гент. Но
разыгрался шторм, и суеверные люди
посчитали, что Шельда не хочет
отдать им
свою жертву. Тело вновь бросили в
волны.
Так навсегда исчез Рудольф
Дизель. С нами остались дизели... его
дизели.
Владимир Менделев
(Дортмунд )