КОНФУЦИАНСТВО

КОНФУЦИЙ (Кун Фу-Цзы, Кун-Цзы)

Начиная примерно с конца IV века до нашей эры и вплоть до ХХ века
идеология (именно идеология и этика, т.к. Конфуций никакой религии не
создавал. Так же, как и Будда. Превращение их учений в религию - дело рук их
позднейших последователей) Конфуция была основой государственности Китая -
одной из древнейших цивилизаций человечества.
До прихода к власти Мао Цзе Дуна первая книга, которая была изучена
каждым китайцем и затем становилась его путеводителем на всю жизнь, была
"Лунь-Юй" - "Изречения Конфуция", его суждения и беседы с учениками. Мао
отменил культ Конфуция, но в борьбе с мудростью отменами ничего не
добьешься. Я верю в то, что Конфуций вновь станет учить свой
многострадальный народ, каким должен быть разумный человек; снова скажет,
как сделать управление страной более совершенным, а государство процветающим
со справедливыми законами и заботами о каждом человеке. Верю я и в то, что к
этому Источнику китайской мудрости, рано или поздно, придут все народы.
Мудрость не имеет возраста и умеет говорить на всех языках.
Идеология Конфуция, его учение, ставшее религией, это не что иное, как
понятный каждому нормальному человеку универсальный для всех времен и
народов кодекс Общины, государства-общины
. Именно той Мировой Общины,
первый камень которой заложил совсем рядом с Китаем Готама Будда, в момент
смерти которого Чжунни (второе имя Конфуция) было всего семь лет...
Конфуция называют Первоучителем Китая, прежде всего потому, что он был и
первым философом страны, и первым, кто обратился к вопросам строительства
нового общества, нового государства - высоконравственного,
гуманизированного, обеспечивающего всем трудящимся достойную жизнь: и
материальную, и духовную...
Государство по Конфуцию - это пирамида. На вершине - Сын Неба, т.е.
государь (а мы, спустя 2,5 тыс.лет, внесем современную поправку -
"президент" или "премьер-министр", "канцлер" и т.д.). Середина пирамиды -
управляющее звено (т.е. административно-хозяйственный аппарат). Основание -
народ.
Все внимание Конфуций сосредоточивает на середине пирамиды, на
духовном и моральном облике чиновников системы управления.

Древний философ говорит: чиновник - "ветер", народ - "трава". Куда ветер
дует, туда и трава клонится. То есть от нравственности середины зависит
нравственность народа. От того как середина выполняет свой граждансктй и
человеческий долг, так точно ведет себя и народ. Поглупела, обленилась,
развратилась, заворовалась середина - поглупела, обленилась, развратилась и
стала бесчестной значительная часть народа.
Как образец человеческих взаимоотношений Конфуций берет семью родового
строя и... увеличивает ее размеры до гигантских - до государства.
Почему у Великого Китайца такая любовь к семье далекой древности? Потому
что такая семья пронизана мыслями заботы всех ее членов друг о друге, она
хотя и не очень богата по нынешним стандартам, но дружна, стабильна и
счастлива.
Именно Конфуций открыл надежность, красоту и гармонию в схеме семьи
родового строя. В таком человеческом сообществе строго действует
иерархическая целесообразность. А на принципе иерархии, как мы знаем,
стоит все Мироздание...

Лариса Дмитриева

Если любовью будут воспламенены сердца смертных, то весь свет будет
наподобие одного семейства... Мы должны любить других, как самих себя,
следовательно, должны желать им всего того, чего себе желаем.
Кун-цзы (Конфуций)