КОНФУЦИАНСТВО

КОНФУЦИЙ (Кун Фу-Цзы, Кун-Цзы)
Начиная примерно с конца IV века до
нашей эры и вплоть до ХХ века
идеология (именно идеология и
этика, т.к. Конфуций никакой религии
не
создавал. Так же, как и Будда.
Превращение их учений в религию -
дело рук их
позднейших последователей)
Конфуция была основой
государственности Китая -
одной из древнейших цивилизаций
человечества.
До прихода к власти Мао Цзе Дуна
первая книга, которая была изучена
каждым китайцем и затем
становилась его путеводителем на
всю жизнь, была
"Лунь-Юй" - "Изречения
Конфуция", его суждения и беседы
с учениками. Мао
отменил культ Конфуция, но в борьбе
с мудростью отменами ничего не
добьешься. Я верю в то, что Конфуций
вновь станет учить свой
многострадальный народ, каким
должен быть разумный человек; снова
скажет,
как сделать управление страной
более совершенным, а государство
процветающим
со справедливыми законами и
заботами о каждом человеке. Верю я и
в то, что к
этому Источнику китайской
мудрости, рано или поздно, придут
все народы.
Мудрость не имеет возраста и умеет
говорить на всех языках.
Идеология Конфуция, его учение,
ставшее религией, это не что иное,
как
понятный каждому нормальному
человеку универсальный для
всех времен и
народов кодекс Общины,
государства-общины. Именно той
Мировой Общины,
первый камень которой заложил
совсем рядом с Китаем Готама Будда,
в момент
смерти которого Чжунни (второе имя
Конфуция) было всего семь лет...
Конфуция называют Первоучителем
Китая, прежде всего потому, что он
был и
первым философом страны, и первым,
кто обратился к вопросам
строительства
нового общества, нового
государства - высоконравственного,
гуманизированного,
обеспечивающего всем трудящимся
достойную жизнь: и
материальную, и духовную...
Государство по Конфуцию - это
пирамида. На вершине - Сын Неба, т.е.
государь (а мы, спустя 2,5 тыс.лет,
внесем современную поправку -
"президент" или
"премьер-министр",
"канцлер" и т.д.). Середина
пирамиды -
управляющее звено (т.е.
административно-хозяйственный
аппарат). Основание -
народ.
Все внимание Конфуций
сосредоточивает на середине
пирамиды, на
духовном и моральном облике
чиновников системы управления.
Древний философ говорит: чиновник -
"ветер", народ - "трава".
Куда ветер
дует, туда и трава клонится. То есть
от нравственности середины зависит
нравственность народа. От того как
середина выполняет свой
граждансктй и
человеческий долг, так точно ведет
себя и народ. Поглупела, обленилась,
развратилась, заворовалась
середина - поглупела, обленилась,
развратилась и
стала бесчестной значительная
часть народа.
Как образец человеческих
взаимоотношений Конфуций берет
семью родового
строя и... увеличивает ее размеры до
гигантских - до государства.
Почему у Великого Китайца такая
любовь к семье далекой древности?
Потому
что такая семья пронизана мыслями
заботы всех ее членов друг о друге,
она
хотя и не очень богата по нынешним
стандартам, но дружна, стабильна и
счастлива.
Именно Конфуций открыл надежность,
красоту и гармонию в схеме семьи
родового строя. В таком
человеческом сообществе строго
действует
иерархическая
целесообразность. А на
принципе иерархии, как мы знаем,
стоит все Мироздание...
Лариса Дмитриева
| Если
любовью будут воспламенены
сердца смертных, то весь свет
будет наподобие одного семейства... Мы должны любить других, как самих себя, следовательно, должны желать им всего того, чего себе желаем. Кун-цзы (Конфуций) |