ИСЛАМ

Коран и интеграция человеческого сообщества

Развитие новейших средств связи, коммуникации и массовой информации
позволяют сегодня говорить о единении народов и наций, диалоге культур и
цивилизаций, интеграции человеческого общества, которое ныне уже
сравнивается с "одной деревней". Что говорит по этому поводу Ислам? Широко
распространено мнение, будто Корану, соответственно, и Исламу характерна
сугубо дезинтегрирующая функция, расчленяющая человеческое сообщество на два
конфликтующих лагеря: "мусульман" и "немусульман".  Мусульманский мир с
подобной оценкой своего культурного наследия не согласен. Коран содержит
основополагающие принципы, отличающиеся своеобразностью и иной раз
противоречащие западно-культурному стандарту, но, тем не менее, реально
способствующие общечеловеческому союзу и единению.

Принцип первый: единство человеческого общества.

Согласно Корану, каждый Пророк Бога был послан с миссией к своему народу,
который собственно и был общиной своего Пророка. Таким образом, любая
пророческая миссия имела временную, пространственную и социальную
локальность. Миссия же Пророка Мухаммада является завершающим этапом мировой
пророческой истории, не имеющим каких-либо временных и пространственных
границ. Коран объявляет, что общиной Мухаммада, последнего Пророка, является
все человеческое сообщество. "Воистину, ваша община - единая община, и Я -
ваш Господь, - так поклоняйтесь (только) мне!". (21; 92).

Коран запрещает делать различия между Посланниками Бога, вносить элемент
религиозно-национального расизма в едино-цельную пророческую семью. Как
пишет известный мусульманский реформатор Рашид Рида: "Пророки (мир им)
рассматриваются, как сменяющие друг друга правители в одном государстве".
Различия в пророческих законах подобны естественным изменениям, вносимым в
конституцию государства в зависимости от требований времени и меняющихся
социальных условий.

Принцип второй: равенство рас, народов и наций.

Важнейшим фактором интеграции человеческого сообщества является коранический
манифест о всеобщем равенстве и едином происхождении людского рода: "О люди!
Мы сотворили вас от (пары): мужа и жены. И создали из вас рода и (разные)
народы, чтоб вы могли друг друга знать. Ведь самый чтимый пред Аллахом тот,
кто праведнее из всех станет". (49; 13).

Многоликость и многонациональность  мира должны стать не причиной раздора, а
стимулом взаимного знакомства.  Не существует "высшей" расы или
богоизбранного народа, все люди - равные члены единой планетарной семьи.
Выступая во время Хаджа с прощальной проповедью Мухаммад (мир ему) прочитав
вышеприведенный аят, сказал: ":Не имеет араб над неарабом и белый над черным
(и, соответственно, наоборот)  предпочтения кроме богобоязненности". В
другом хадисе Пророка (мир ему) говорится: "Все вы - от Адама, а Адам создан
из земного праха. Так пусть же прекратят люди гордиться своими отцами, иначе
они станут для Аллаха презреннее земных жуков".

Коран жестко критикует проводимую дискриминационную "фараонскую" политику,
разделявшей общество по расовому признаку: "Поистине Фараон в земле
(египетской) гордынею вознесся, и разделил на части ее жителей, одну из них
подвергнув угнетению: он убивал их сыновей, в живых лишь женщин оставляя, -
он был, поистине, из злочестивых". (28; 4).

Принцип третий: межконфессиональное единение.

Коран призывает человеческое общество, разобщенных различными религиозными и
философскими течениями,  следовать за Мухаммадом, последним Пророком:
"Скажи: "О, люди! Ко всем вам я - Посланник Бога.." (7; 158). Призыв к
единению обращен в частности и к людям Книги - иудеям и христианам: "Скажи:
"О люди Книги! Давайте к слову равному для нас и вас придем: чтоб нам не
поклоняться никому кроме Аллаха:" (3; 64).

Но, тем не менее, Коран, провозгласивший свободу убеждений, закрепляет за
человеком право исповедовать любую веру: "Нет принуждения в вере. Истина
ясно различена от заблуждения" (2; 256). Именно веротерпимость арабов
обеспечила им в войнах с Византией и Сасанидским Ираном широкую поддержку
местного населения, подвергавшегося со стороны своих правителей массовым и
жестоким преследованиям на религиозной почве.

Принцип четвертый: единая законодательная система.

Согласно Корану, главными источниками государственного законодательства
являются Коран и Сунна. Помимо них, в исламском праве, существуют и другие
дополнительные источники, позволяющие принимать правовые решения с учетом
изменяющихся социальных условий и отношений, новых веяний и меняющейся
этнокультурной среды.

Принцип  пятый: внутриконфессиональное единство.

Внутриконфессиональное единство обеспечивается всеобщим исламским братством
и равенством. В Исламе не существует особо выделенной, привилегированной
прослойки духовных отцов, жреческой касты или института папства. Коран
провозглашает: "Поистине, только верующие - братья" (49; 10).

Все религиозно-массовые обряды Ислама, как молитва и Хадж, призваны
подчеркнуть абсолютное равенство и единство мусульман. Все мусульмане,
независимо от социального положения, материального благосостояния, расы,
нации и своего прошлого, абсолютно уравнены вероисповедной братской связью.
Так по поводу воюющих с мусульманами язычников Коран говорит: "Если они с
покаянием к Богу обратятся, и будут соблюдать молитву, и будут выплачивать
закат, они - вам братья по религии и вере:" (9; 11).

Принцип шестой: единое гражданство.

Население всех стран и регионов, объединенных исламским правовым полем,
обладает равными правами и свободами: свобода передвижения и поселения,
право на личную неприкосновенность и др. "Покровительствуемые" - люди,
исповедующие иную веру и проживающие на территории халифата, были
равноправными членами мусульманского общества, в котором они нередко
занимали важные государственные посты.

Можно выделить отдельное право, которым обладают только мусульмане, - это
право поселения на Аравийском полуострове, в особенности в провинции Хиджаз,
так как здесь находятся две святыни мусульман - Мекка и Медина. Однако это
право никак нельзя назвать дискриминационным, поскольку Ислам позволяет
находиться на территории религиозных храмов и мест поклонений только с
разрешения служителей, адептов данного культа. В этом мусульмане и
последователи иных религий абсолютно равны.

Принцип седьмой: единая и независимая система судопроизводства.

Общество, в соответствии с Кораном, подчиняется единой и равной для всех
системе шариатского судопроизводства, защищенной от рукотворного
вмешательства человеческих амбиций и желаний. Примечательно, что Ислам,
охраняющий принцип свободы вероисповедования, разрешает немусульманам,
проживающим в исламском государстве, обращаться к своим религиозным
авторитетам или судам для решения проблем по вопросам семейного или
гражданского права. Подобная веротерпимость, разрешающая соучаствовать
иноверцам в законе, не имеет прецедента в истории. Если же иноверцы
обращаются в исламский суд, то решения выносятся строго в соответствии с
шариатом: "Суди же между ними по тому, что Бог тебе низвел. Не следуй их
страстям и их остерегайся, чтобы они тебя уловками своими не отвлекли ни от
чего, что ниспослал тебе Господь" (5; 48).

Принцип восьмой: единый язык международного общения.

Существование международного языка общения является наиважнейшим фактором
интеграции человеческого сообщества. Международный язык - это средство
общения, связи и коммуникации, играющее ключевую роль в процессе диалога
между различными культурами, обмена научным опытом и информационными
потоками в современном мире. Единство языка связывает говорящих на нем
представителей разных народов и наций, обеспечивает их единомыслие и
единодушие.

Огромный мусульманский мир, представляющий собой конгломерат наций, народов
и племен, объединяет пятикратно совершаемая в течении суток молитва на одном
арабском языке - своеобразном мусульманском эсперанто. Коран, ниспосланный
на арабском языке, - это источник вероубеждений, жизненного кредо и закона
полтора миллиарда человек.

Язык Корана - это прежде всего язык религиозного культа. Согласно всем
исламским правовым школам, изучение арабского является обязанностью
мусульманина. Так аш-Шафии, основатель одной из исламских правовых школ,
писал: "На каждом мусульманине лежит обязанность приложить максимум усилий в
изучении арабского языка для исполнения своего религиозного долга".

Помимо этого язык Корана стал главным фактором формирования на территории
халифата новой социально-коммуникативной системы, внесшей значительный вклад
в развитие общемировой культуры. Арабский язык был для европейцев
проводником прогресса, науки и культуры. Ведь на нем получили свое новое
рождение философские труды Аристотеля и Платона, естественнонаучные трактаты
Евклида, Архимеда и Птолемея, медицинские трактаты Гиппократа. Позже,
благодаря переводам с арабского на латынь, с комментариями известных
мусульманских мыслителей, таких как Авиценны  и Аверроэса, эти труды увидит
Западная Европа. В Толедо, одном из крупных городов мусульманской Испании,
на протяжении XII века существовала школа, созданная в 1130 году по
инициативе архиепископа Кастилии дона Раймундо, в которой с арабского
переводили на латинский язык наиболее значительные труды по астрономии,
медицине, физике, математике, ботанике, и философии. Как с сожалением писал
один из противников мусульманской культуры в IX веке Кордуан Альваро: "Все
молодые, одаренные христиане знают только арабский язык и литературу: они
читают и изучают с большим рвением арабские книги и заявляют, что эта
литература восхитительна...".

Таким образом, объединяя людей в рамках восьми принципов, Коран содействует
идейной, социальной и политической интеграции человеческого сообщества,
образуя цельную и уникальную планетарно-социальную систему.