«Lingwe uniwersala» («Язык
универсальный») был первым
проектом МЯ, созданным
молодым Заменгофом. Толчком
к созданию такого языка были
условия, в которых началась
сознательная жизнь
способного и
любознательного мальчика.
Заменгоф родился 15 декабря
1859 г. в Белостоке - небольшом
польском городке,
находившемся в то время на
западной окраине Российской
империи. Его отец и дед были
преподавателями иностранных
языков.
Заменгоф учился в русских
учебных заведениях - в
реальном училище в
Белостоке, затем в
классической гимназии в
Варшаве, Московском
университете. В официальных
документах его фамилия, имя,
отчество - Заменгоф Лазарь
Маркович. С 1890 г., проживая
главным образом в Варшаве,
он, вместо официального
Лазарь, пользовался польским
именем Людвик. Этим
обстоятельством объясняются
инициалы Л. Л. (Лазарь,
Людвик), встречаемые в
литературе.
В Белостоке, насчитывающем
в то время около 30 000 жителей,
население состояло из
четырех разноязычных
этнических элементов:
русских, поляков, евреев и
немцев. На русском языке
говорила часть
интеллигенции. На польском,
вопреки запретам царского
правительства, пытавшегося
насильственно
руссифицировать Польшу,
говорило все польское
население польского города.
Многие евреи говорили на
языке западногерманского
происхождения - идиш, а немцы
- на своем родном языке.
Заменгоф в раннем детстве
изучил все местные языки. Он
в совершенстве владел
русским; считая его своим
родным языком, писал на нем
даже стихотворения. Будучи
свидетелем нередких
конфликтов на языковой
почве, Заменгоф пришел к
ложному заключению, что
основной причиной вражды
между людьми, говорящими на
разных языках, является
разноязычие. Ему казалось,
что наличие единого,
нейтрального языка, общего
для всех людей, будет тем
средством, которое установит
дружбу между всеми народами,
уничтожит войны, создаст
эпоху мирной жизни на всей
нашей планете. Одержимый
этой идеей, он начал работать
над созданием нейтрального
языка. В процессе работы
Заменгоф пришел к убеждению,
что человеческий язык
представляет собой
чрезвычайно сложную систему,
состоящую из десятков тысяч
элементов, сотен правил,
преобразующих эти элементы,
управляющих ими. Он
чувствовал, что справиться с
задачей, которую он поставил
перед собой - создать новый
язык, - не под силу одному
человеку, но несмотря на это,
мечта осуществить свой
дерзкий план жила в нем и он с
невероятным упорством
продолжал начатую работу.
Изучая в гимназии
английский язык, Заменгоф
был поражен простотой
грамматики этого языка по
сравнению с грамматиками уже
известных ему языков. Это
привело его к мысли, что в
грамматических правилах
древних классических и
современных национальных
языков много сложного,
нелогичного, лишнего,
затрудняющего изучение
языка. Он критически
проанализировал грамматику
создаваемого им языка,
исключил из нее все лишнее и
таким образом упростил ее до
предела. Теперь вся
грамматика умещалась на двух
страницах, но толстый
словарь не давал покоя.
Заменгоф хотел сократить
словарный фонд без ущерба
для выразительности языка,
но не знал, как это сделать.
Однажды, гуляя по городу, он
прочел надпись
«швейцарская», мимо которой
проходил уже много раз, но не
обращал на нее внимания.
Потом бросилась ему в глаза
вывеска с названием
«кондитерская». Оба слова
оканчивались одинаково - -ская.
Заменгоф задумался над
этим свойством русского
языка и его вдруг осенила
гениальная мысль - из
национальных языков
отобрать небольшое
количество корневых слов и
при помощи суффиксов и
префиксов образовать нужные
производные слова. Найдя
выход из терзавшего его
положения, Заменгоф с новой
энергией и верой в успех
принялся за сокращение
своего словаря. Он выбросил
целые группы слов с разными
корнями, заменив их словами,
образованными от одного
корня при помощи аффиксов.
Будучи учеником восьмого
класса, девятнадцатилетний
гимназист закончил работу
над проектом нового языка. Он
познакомил со своим
изобретением коллег по
гимназии (среди которых, как
предполагают некоторые
историки эсперанто, был Леон
Винер, отец Норберта Винера,
основоположника
кибернетики). Друзей
Заменгофа поразила простота,
логичность и легкость
изучения нового языка. Они
охотно начали его изучать.
5 декабря 1878 г. Заменгоф и
его коллеги торжественно
праздновали рождение языка,
который автор назвал lingwe
uniwersala. Юные сторонники
универсального языка с
энтузиазмом пели гимн в
честь чудесного орудия
международного общения,
которое должно было
осчастливить человечество.
Гимн начинался словами:
Malamikete de les nacjes Kado, kado, jam temp'
esta! La tot' homoze in familje Konunigare so deba
(Ненависть между народами,
исчезни, исчезни, уже пора.
Все человечество должно
объединиться в одну семью).
2.2.
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЯЗЫК»
ДОКТОРА ЭСПЕРАНТО
Окончив учебу в гимназии, Л.
Л. Заменгоф по настоянию отца
поступил на медицинский
факультет Московского
университета. Марк Заменгоф,
считая затею сына
бесполезной тратой времени и
здоровья, сжег все рукописи
«универсального языка»,
когда сын был в Москве. Узнав
о случившемся, Л. Л. Заменгоф
начал по памяти
восстанавливать то, что было
предано огню. Многое из
придуманного ранее ему не
понравилось. Он начал менять,
улучшать и таким образом
создал второй вариант языка.
Чтобы убедиться в том, что
новый вариант является уже
вполне зрелым продуктом,
Заменгоф много переводил с
национальных языков, писал
стихотворения. В течение
шести лет упорного труда он
добился того, что его язык
стал простой законченной
системой, пригодной для
выражения мыслей в любой
форме, включая поэзию.
Второй проект языка был
закончен в 1885 г., но в течение
двух лет Л. Л. Заменгоф не мог
найти издателя, который
рискнул бы вложить деньги в
сомнительное дело. Помощь
пришла неожиданно. Идея
нового языка понравилась его
невесте, Кларе Зильберник, и
ее отцу.
14 (26) июня 1887 г. в Варшаве на
русском языке появилась
брошюра в 40 страниц под
заглавием «Международный
язык». Издал ее сам автор на
деньги, полученные от тестя.
Будучи зависимым от своих
пациентов, Заменгоф не хотел,
чтобы они знали, что их врач
занимается «посторонними
делами», и решил издать свою
работу под псевдонимом
«Доктор Эсперанто», что в
переводе означает «доктор
надеющийся».
Вскоре брошюра вышла на
польском, немецком и
французском языках. Эти
четыре книжечки в
эсперантской литературе
называют «La Unua Libro» («Первая
книга»).
Брошюра «Международный
язык», имеющая подзаголовок
«Предисловие и полный
учебник», кроме названных
разделов включала в себя
«Интернационально-русский
словарь» и 8 «бланкетов» с
обращением к читателям.
В «Предисловии», которое
занимает 28 страниц, автор дал
обстоятельное обоснование
актуальности и полезности
его работы. В частности, он
писал: «Огромное значение
имел бы международный язык
для науки, торговли - словом
на каждом шагу ... Кто хоть раз
серьезно задумался над этим
вопросом, тот согласится, что
никакая жертва не была бы
слишком велика, если бы мы
могли ею добыть себе
общечеловеческий язык.
Поэтому всякая, даже самая
слабая попытка в этом
направлении заслуживает
внимания» [33, с. 5].
Изложив основные принципы
построения языка, Заменгоф
приводит несколько
текстов-образцов, в том числе
два своих оригинальных
стихотворения, показывая,
что созданный им язык
пригоден и для поэзии.
«Интернационально-русский
словарь» содержит 917
словообразовательных
элементов; здесь даны корни
слов, окончания и аффиксы,
которые автор трактует как
самостоятельные слова. При
помощи этих формантов можно
образовать все
грамматические формы и по
крайней мере 10 000 производных
слов.
На обороте заглавного
листа брошюры имеется
следующая декларация:
«Интернациональный язык,
подобно всякому
национальному, составляет
достоинство общественное, и
от всяких личных прав на него
автор навсегда
отказывается». Как известно,
автор волапюка поступил
иначе и это было одной из
причин естественного
отмирания «всемирного
языка» Шлейера. Л. Л. Заменгоф
не считал себя единственным
вершителем судьбы
созданного им языка Он
внимательно прислушивался к
доброжелательным
критическим замечаниям и
предложениям, а это в
значительной степени
способствовало
совершенствованию и
дальнейшему развитию языка.
Необычный учебник получили
от автора научные общества,
редакции периодических
изданий, ученые, писатели,
учителя, адвокаты и др. После
нескольких недель
тревожного ожидания начали
приходить письма. Наряду с
положительными отзывами,
были письма с беспощадной
критикой, порой даже
издевательствами. Им
сопутствовали жестокие
нападки в прессе, в
особенности со стороны
волапюкистов.
Однажды Заменгоф получил
письмо из Крыма, которое его
очень тронуло.
Пятнадцатилетняя девушка, А.
Чайковская, написала
Заменгофу письмо на его
языке, в котором, сообщив об
успехах руководимого ею
кружка по изучению МЯ,
предложила этот язык назвать
псевдонимом автора -
Эсперанто. Позже с такими же
предложениями обратились к
Заменгофу другие поклонники
его языка и вскоре «язык
Эсперанто», а затем - просто
«эсперанто» стало
общепринятым названием
нового языка..
Радостным событием для
автора эсперанто,
встревоженного
отрицательными отзывами
врагов его проекта, был
неожиданный визит. Заменгофа
навестил высокий элегантно
одетый мужчина в возрасте
около 30 лет и приветствовал
хозяина на изобретенном им
языке:
- Mi salutas vin, kara majstro! -
Приветствую Вас, дорогой
маэстро!
Заменгоф ответил на
приветствие на том же языке
и, смущенный, забормотал
что-то невнятное.
Так, по мнению биографов
автора МЯ, начался первый в
истории интерлингвистики
разговор творца эсперанто и
инженера Антона Грабовского,
который впоследствии сыграл
видную роль в развитии
художественной литературы
на эсперанто.
К Заменгофу продолжали
поступать сотни писем с
советами, предложениями,
часто совершенно
противоположными. Лишенный
возможности отвечать на все
письма, он в 1888 г., под тем же
псевдонимом, издает брошюру,
озаглавленную «Dua libro de l' Lingvo
Internacia. Kajero N-ro 1» («Вторая
книга международного языка.
Тетрадь первая»). В этой
брошюре он благодарит всех
за отзывы и объявляет о
намерении выпустить еще
несколько тетрадей с
обсуждением полученных
предложений.