А.В.Соколов
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В учебном пособии излагается обобщающая теория, выявляющая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации. Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспирантам и преподавателям, изучающим проблематику социальной коммуникации, а также социально-коммуникационным работникам, желающим повысить свою квалификацию.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................................................5
1.
Коммуникационные аспекты эволюции культуры.........................................................................................................5
2.
Социальная коммуникация как предмет исследования..................................................................................................7
1.
ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.........................................................................................................15
1.1.
Обыденное и научное понимание коммуникации.....................................................................................................15
1.2
Проблема смысла..........................................................................................................................................................19
1.3.
Проблема понимания...................................................................................................................................................22
1.4.
Социальное пространство и время..............................................................................................................................25
1.5.
Выводы....................................................................................................................................................................26
2.
КОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ..........................................................................................28
2.1.
Коммуникационные действия и их формы.................................................................................................................28
2.2.
Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности.......................................................................................31
2.3.
Виды коммуникационной деятельности.....................................................................................................................33
2.3.1.
Микрокоммуникация..........................................................................................................................................33
2.3.2.
Мидикоммуникация............................................................................................................................................35
2.3.3.
Макрокоммуникация...........................................................................................................................................37
2.3.4.
Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности................................................................41
2.4.
Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория.....................................................46
2.5.
Игры и псевдоигры......................................................................................................................................................49
2.5.1.
Игра как творческое коммуникационное действие...........................................................................................49
2.5.2.
Псевдоигра как нетворческое коммуникационное действие............................................................................53
2.6.
Правда и ложь в коммуникационной деятельности...................................................................................................55
2.7.
Выводы..........................................................................................................................................................................63
3.
СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ...................................................................................................................................................66
3.1.
Виды памяти и мнемические действия.......................................................................................................................66
3.2.
Информационная модель индивидуальной памяти...................................................................................................70
3.3.
Групповая социальная память....................................................................................................................................72
3.4.
Структура социальной памяти общества....................................................................................................................74
3.5.
Противоречия общественного познания......................................................................................................................84
3.6.
Выводы..........................................................................................................................................................................90
4.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ...............................................................................................................................93
4.1.
Разновидности коммуникационных каналов..............................................................................................................93
4.2.
Устная коммуникация.................................................................................................................................................99
4.2.1.
Схема устной коммуникации..............................................................................................................................99
4.2.2.
Функции естественного языка и речи...............................................................................................................102
4.2.3.
Коммуникационные барьеры............................................................................................................................107
4.2.4.
Проект искусственного международного языка эсперанто............................................................................110
4.3.
Документная коммуникация.....................................................................................................................................113
4.3.1.
Система документной коммуникации в XX веке............................................................................................113
4.3.2.
Функции документов........................................................................................................................................117
4.3.3.
Коммуникационные барьеры............................................................................................................................120
4.3.4.
Цензура как орудие коммуникационного насилия..........................................................................................123
4.4.
Электронная коммуникация......................................................................................................................................133
4.4.1
Маршалл Маклюэн - пророк электронной коммуникации..............................................................................133
4.4.2.
Функции электронной коммуникации..............................................................................................................135
4.4.3
Коммуникационные барьеры.............................................................................................................................136
4.4.4.
Глобальная коммуникационная система Интернет.........................................................................................139
4.5.
Древо коммуникационных каналов...........................................................................................................................145
4.6.
Выводы........................................................................................................................................................................151
5.
ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ......................................................................................................154
5.1.
Хронология общественных коммуникационных систем........................................................................................154
5.2.
Археокультурная словесность..................................................................................................................................156
5.4.
Мануфактурная неокультурная книжность..............................................................................................................164
5.5
Индустриальная неокультурная книжность..............................................................................................................170
5.6.
Мультимедийная коммуникационная культура.......................................................................................................186
5.7.
Выводы........................................................................................................................................................................189
6.
СЕМИОТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.....................................................................................................192
6.1.
Объект и предмет семиотики социальной коммуникации......................................................................................192
6.2.
Коммуникационные знаки и их классификация......................................................................................................199
6.3.
Семиотика текстов.....................................................................................................................................................204
6.4. Семантика, синтактика, прагматика..........................................................................................................................208
6.5.
Выводы........................................................................................................................................................................211
7.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.....................................................................................................................................213
7.1.
Концепции информации в современной науке........................................................................................................213
7.1.1.
Математическая теория информации: информация - абстрактная фикция..................................................214
7.1.2.
Информация - физический феномен.................................................................................................................216
7.1.3.
Информация - функция самоуправляющейся системы...................................................................................218
7.1.4.
Другие концепции.............................................................................................................................................220
7.1.5.
Итоги..................................................................................................................................................................221
7.2.
Эффект «информационных очков»...........................................................................................................................221
7.3.
Концепции социальных информатик........................................................................................................................227
7.3.1.
Социальная информатика I (70-е гг.)................................................................................................................228
7.3.2.
Социальная информатика II (80-е гг.)...............................................................................................................230
7.3.3.
Социальная информатика III (90-е гг.).............................................................................................................232
7.4.
Выводы........................................................................................................................................................................234
8.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ..................................................................................................................236
8.1.
Определение и типология коммуникационных потребностей................................................................................236
8.2.
Личностные коммуникационные потребности........................................................................................................242
8.4.
Общественные коммуникационные потребности....................................................................................................253
8.5.
Выводы........................................................................................................................................................................255
9.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ............................................................................................258
9.1.
Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, систем, институтов..........................................258
9.2.
Сущностные и прикладные функции социально-коммуникационных явлений...................................................263
9.3.
Либерально-демократические принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов.........................................................................................................................................................................267
9.3.1.
Социально-коммуникационные права и свободы...........................................................................................267
9.4.
Тоталитарные принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов.................272
9.4.1.
Ленинский принцип партийности.....................................................................................................................272
9.4.2.
Тоталитарная схема управления социально-коммуникационными институтами........................................276
9.4.3.
Тотальная цензура. Опыт Советского Союза...................................................................................................281
9.5.
Выводы........................................................................................................................................................................290
10.
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ...............................292
10.1.
Система социально-коммуникационных наук.......................................................................................................292
10.2.
Общая характеристика метатеории социальной коммуникации..........................................................................299
10.3.
Выводы......................................................................................................................................................................301
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................................................................303

4.2.4. Проект искусственного международного языка эсперанто

Идея искусственного международного языка очень соблазнительна для благородно и прогрессивно мыслящих энтузиастов. Единый, общепонятный и общепринятый язык мог бы стать платформой для преодоления национальной розни, для достижения взаимопонимания, доверия, в конечном счете - братства людей. Идее построения подобного языка посвятил свою жизнь Людвиг Лазарь Маркович Заменгоф (1859-1917), родившийся в Белостоке (ныне Польша, тогда Россия). Еще в гимназические годы Людвиг разработал проект "универсального языка", но отец, будучи российским статским советником и цензором иностранных книг в Варшаве, сжег подозрительную рукопись. В студенческие годы, учась на медицинском факультете в Москве, затем в Вене, наконец, в Варшаве, Людвиг Лазарь вернулся к своему проекту, но опубликовал его много лет спустя, будучи практикующим доктором медицины.

26 июля 1887 г. вышла в свет тиражом 2000 экземпляров брошюра: Д-р
Эсперанто. Международный язык. Предисловие и полный учебник. Для русских.
Варшава, 1887. Принципиальные начала Эсперанто были изложены Заменгофом так:

(Цит. по Колкер Б.Г. Учебник языка эсперанто. Основной курс. - М.: Наука, 1992. - 160 с. 113)

Эсперанто органично вобрал в себя основные лексико-грамматические элементы романо-германских и славянских языков, что значительно облегчило его освоение для европейцев. Отбор этих элементов был произведен рационально и экономно: в исходный словарь были внесены все корни, аффиксы и флексии, достаточные для обозначения основных понятий; оперируя ими, эсперантист может конструировать новые лексические единицы, выражая любые смысловые оттенки. Благодаря этому лексический фонд эсперанто в 4-5 раз превышает словари живых национальных языков. Упрощенность грамматики и приближенность к распространенным европейским языкам обеспечили демократичность эсперанто, т. е. доступность его людям, постигшим лишь основы грамматики.

История эсперанто делится на два периода: до 1920 года, когда миссия языка мыслилась в контексте микрокоммуникации - обеспечить межличностное общение людей разных национальностей; после 1920 года до наших дней, когда эсперанто стал ресурсом всемирного социально-коммуникационного движения, действующего в контексте макрокоммуникации.

В течение первого периода сбылась мечта д-ра Эсперанто (эсперанто значит "надеющийся" = "надежда" (эсперо) + суффикс причастия "ант"): был создан язык международного общения, получивший всеобщее признание. Даже Л. Н. Толстой в статье <О международном языке> благословил эсперантистов, считая, что распространение международного языка - дело христианское и богоугодное. С 1905 г. стали создаваться международные конгрессы эсперантистов. Идею эсперанто поддержали промышленники (даже выпускались спиртные напитки "эсперанто"), торговцы, ученые, учителя, адвокаты, военные, представители королевских фамилий. На конгрессах собиралось более 1000 человек, которые немедленно устанавливали между собой речевой контакт, что вызывало их удивление и энтузиазм. В России в 1891 г. Было основано общество "Эсперо"; а в начале XX века организовалась Всероссийская лига эсперантистов, имевшая в 1911 г. (когда она была закрыта царским правительством) 30 отделений и около 900 членов.

Энтузиасты - филологи, используя богатые семантические ресурсы эсперанто, начали активно переводить на него мировую классику с античности до наших дней. На эсперанто издавалась и издается до сих пор художественная и общественно-политическая литература. В настоящее время фонд литературы на эсперанто превышает 100 тысяч названий. Таким образом, можно сказать, что эсперанто успешно выполнил социальную функцию естественного языка: служить основанием для словесного искусства, и эсперанто можно назвать культурно-эстетическим феноменом. Успешно была реализована инструментальная функция, ради которой язык и создавался. Правда, остальные коммуникативные и познавательные функции естественного языка и речи не были освоены искусственным языком общения. Социально-мнемическая и этнообразующая функции для эсперанто чужды по замыслу его создателей, о регулятивной и магической функции смешно говорить, а индивидуально-языковые и индивидуально-речевые функции эсперанто не присущи, потому что нет людей, впитавших эсперанто как мутер-шпрахе.

Первая мировая война разразилась в день открытия 10-го конгресса эсперантистов в Париже. Война была тяжелым ударом для гуманиста-интернационалиста Заменгофа, который верил, что "если достаточно пропагандировать эсперанто, он распространится между всеми народами, и тогда люди перестанут быть злыми, поймут, что все они - братья". Он тщетно взывал к правительствам воюющих стран. 14 апреля 1917 года он скончался в Варшаве, занятой кайзеровскими войсками.

Второй период развития эсперанто начался в атмосфере послевоенной Европы 20-х годов, насыщенной идеями пацифизма и международного сотрудничества. Была создана Лига наций и другие международные организации. Здесь Всеобщая Эсперанто-ассоциация, основанная в 1908 г., обрела поддержку.

Эсперантистское движение вышло за рамки межличностной коммуникации и стало субъектом макрокоммуникации, провозгласившим своей задачей сближение народов и формирование общечеловеческой культуры. Вторая мировая война нанесла большой ущерб эсперанто-сообществу, особенно в Германии и Советском Союзе, но уже в 50-е годы оно возродилось с новой силой.

К столетию Заменгофа (1959) были подведены итоги эсперантистского движения. В нем участвовали в то время более 1 млн. человек, представлявших 60 стран. Социальный состав участников: сотни тысяч бизнесменов, сотни тысяч представителей свободных профессий, десятки тысяч преподавателей и научных работников, сотни парламентариев. Издательская деятельность эсперантистских организаций всегда ыбла активной; в 60-е годы выходило в своет 140 периодических изданий. Около 10 радиостанций вещали на эсперанто; эсперанто изучался в сотнях учебных заведений; туристическое бюро Кука сочло полезным использовать эсперанто наряду с основными национальными языками. В России движение эсперантистов, насильственно прерванное в 1938 году, вновь возобновилось в 1955-1956 гг. В 1979 г. была учреждена Ассоциация советских эсперантистов, а в 1989 г. - Союз эсперантистов.

Современная организация эсперанто-движения имеет разветвленную бюрократическую структуру с двумя конкурирующими центрами: Универсальная Эсперанто-Ассоциация и Всемирная Вненациональная Ассоциация. Эти ассоциации объединяют международные профессиональные организации врачей, железнодорожников, художников, работников связи, журналистов, преподавателей эсперанто, любительские объединения филологов, музыкантов, автомобилистов, радиолюбителей и т. п.; общественные объединения типа "Движение эсперантистов за мир во всем мире" и т. д. Ассоциации эсперантистов активно сотрудничают с ЮНЕСКО, ООН и другими международными учреждениями. Самих себя эсперантисты оценивают как субкультурное сообщество, обладающее групповой памятью, ядром которой служит эсперанто, и преследующее общественно значимые гуманистические цели, в том числе - развитие и распространение эсперанто. Нетрудно видеть, что эсперанто-движение далеко ушло от проекта Л. Заменгофа, направленного на преодоление межъязыковых барьеров, и посвятило себя более амбициозной и сложной задаче - формированию общечеловеческой культуры.

В настоящее время на роль языка международного общения реально претендует английский язык, опирающийся на промышленную и военную мощь англоязычных стран. Но эти претензии повсеместно встречают отпор, доходящий до конфликта. В конфликтной ситуации есть шанс для нового триумфа эсперанто. Во всяком случае история лингвопроекта Л. Заменгофа продолжается.